“Любовь к наивному, живому и несовершенному”

Вероника Куликова занимается керамикой почти пять лет. Переехав из Воронежа в Санкт-Петербург, она продолжила свою работу и развитие мастерской “Как пахнет земля”. Мы поговорили с Вероникой о принципах, которыми она руководствуется в создании посуды, о том, почему керамисту интереснее жить в большом городе, и о том, зачем стоит участвовать в маркетах.

V72-0g6PgIM

— Как долго вы занимаетесь керамикой? С чего началось увлечение глиной? 

— Осознанно я занимаюсь керамикой около трёх лет, до этого года полтора знакомилась с материалами и техниками. Всё началось в 2012 году, с впечатления — я увидела живые работы неизвестного мне мастера в одном магазинчике, и меня осенило, что нужно непременно попробовать себя в этом материале. Тогда всё, что связано с керамикой, казалось мне волшебством и алхимией. Я плохо представляла себе процесс, но желание разобраться было очень сильным, и как-то незаметно я глубоко в него втянулась.

— Есть ли у вас профессиональное образование, связанное с керамикой? Как вы считаете, необходимо ли оно?

IMG_1648

— Моё образование связано с графическим дизайном. Я всегда думала, что буду заниматься полиграфией или стану иллюстратором. Это, и правда, очень занимательные вещи, и я продолжаю интересоваться ими. Но на последних курсах обучения меня с головой накрыло увлечение керамикой, я почувствовала, что готова уверенно идти в этом направлении, и такой уверенности я не ощущала раньше в предметах, которым, казалось, посвящаю себя. 

Думаю, профессиональный уровень художника зависит от того, сколько усилий он приложил, сколько у него опыта, насколько он эрудирован и влюблён в своё дело. Профессиональное образование — это очень хорошо, оно может помочь избежать многих ошибок, но это не единственный верный путь. Иногда самообразование даёт не меньшие плоды, а то и даже более оригинальные, непосредственные, отличающиеся от той или иной “стилистики”, которую склонны прививать учебные заведения. Но это трудный путь, требующий дисциплины и упорства. Зато какой азарт возникает в процессе!

— В начале вашего творческого пути вы обучались всему самостоятельно или у вас был учитель?

IMG_3619

— Первые знания о керамике я почерпнула в художественной школе, в которой училась в детстве и в которую вернулась взрослой за советами. К своим бывшим учителям я пришла, потому что других вариантов в Воронеже не было, или я не находила их. В школе мне помогли разобраться в материалах, показали, как работают с глазурью, помогли обжечь несколько первых изделий. Но это были лишь азы, дальше я долго и упорно экспериментировала самостоятельно. Продолжаю и сейчас многому учиться, изо дня в день.

— Раньше вы жили в Воронеже, сейчас — в Санкт-Петербурге. Был ли переезд связан с вашим керамическим делом? 

— Переехали мы с мужем по многим причинам, и одной из них было желание обосноваться поближе к насыщенной культурной жизни. Думаю, что у того, кто хочет создавать что-то эстетически ценное, должна быть максимально большая насмотренность. Ясное дело, что количество интересных выставок в Петербурге заманчиво в этом отношении. Например, большим событием для меня стала выставка японской керамики дома Раку в Эрмитаже и лекция главы этого древнего дома — Раку Китидзаэмона XV.

IMG_8314Сразу после переезда в Петербург мы арендовали мастерскую. Это был крохотный домик в уютной части города, где я в покое проработала почти полгода, параллельно изучая город и знакомясь с новыми людьми. Потом пришлось сменить мастерскую на более прозаичный, но практичный вариант — уже больше года я работаю в помещении на старом живописном заводе, это место стало любимым. К слову, магазин с товарами для керамистов практически через дорогу от моей мастерской, и это большой плюс.

 

— Как родилось название для вашей мастерской?

— Оно выросло из ассоциаций. Когда придумывала название, постаралась вспомнить своё самое первое впечатление от глины, и это был именно запах: на уроке в художественной школе. Когда я впервые взяла в руки глину, сразу почувствовала, что этот запах мне очень нравится и даже затягивает. За ним как бы следует цепочка ассоциаций с чем-то тёплым, природным, я бы сказала архаичным. Это то, что близко каждому из нас, способно вызывать ностальгические чувства. Кроме того, такое название соответствует стилю моих работ, в нём есть недосказанность и простота.

— Какие техники в работе с глиной вас привлекают больше всего? Какими принципами в создании посуды руководствуетесь? Что для вас главное?

IMG_5180

— Когда я создаю изделие, мне хочется, чтобы оно было не только удобным и безопасным в использовании, но и несло в себе некое послание, настроение. Конечно, стремлюсь сделать его гармоничным по пропорциям, цвету, текстуре. Меня очень привлекает возможность встраивать в образы различные отсылки и ассоциации: из природы или древнего искусства, но так, чтобы это выглядело современно и минималистично. Это очень тонкая грань, и я учусь её находить.

Предпочтение я отдаю обычно тем техникам, которые способны выразить моё видение посуды, а именно — любовь к наивному, живому и несовершенному, вместе с тягой к скромному, почти аскетичному.

— Что вам больше по душе — работа за гончарным кругом или ручная лепка? Почему?

-CoV5_TRKwo

— Люблю и то, и другое. В зависимости от поставленной задачи оба этих подхода по-своему полезны. Раньше я лепила только вручную, мне нравится непосредственность и живость ручной лепки. 

С помощью техники жгутового налепа или техники пластов можно добиться любых размеров и форм, поэтому осваивать их необходимо. Но в производстве посуды гончарный круг, конечно, незаменим: если более-менее научился крутить, пересесть обратно на ручную лепку уже очень трудно. Даже мне, хотя раньше я считала, что ассиметричная живая посуда — моё всё. 

Гончарный круг по-своему балует, привыкаешь, что за считанные минуты выкручиваешь чашку, и уже трудно заставить себя сесть и терпеливо вылепливать вручную, прощупывая каждый миллиметр. Но иногда нужно переключаться, ставить перед собой разные задачи, не зацикливаться. В этом заключается для меня творческий поиск, саморазвитие.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Участвуете ли вы в художественных фестивалях, выставках или маркетах? 

— Иногда участвую в маркетах, но нечасто. Количество продаж на них зависит, конечно, от раскрученности самого маркета и места, где он проводится. Однако, многие приходят в такие места просто посмотреть и потрогать, говорят добрые слова, но уносит керамику домой далеко не каждый второй. 

Участие в маркетах — дело энергозатратное. Но есть в них и свои плюсы, а именно — общение и возможность заявить о себе оффлайн. Раздать визитки, поговорить с покупателями, завести новые знакомства — всё это очень важно, и иногда обязательно нужно делать, чтобы не превращаться в затворника в своей мастерской.

В будущем мне хотелось бы принимать участие в фестивалях, если у них будет интересная программа, способствующая творческому росту.

FuaGrCKoeqY

— Есть ли в ваших планах освоение каких-либо новых направлений в керамике? Что ещё осталось неосвоенным, но желанным?

— Хочется попробовать очень многое! Керамика — дело, которое не терпит спешки, оттачивать мастерство в той или иной технике нужно годами, поэтому за мой скромный опыт я успела попробовать не так много.

Радует, что впереди множество разных экспериментов: хочется научиться лить фарфор, делать плитку и изразцы, создавать крупные интерьерные и ландшафтные предметы, хочется построить свою дровяную печь, начать делать свои глазури, пробовать разные техники обжига, такие как соляной и содовый, всего, пожалуй, не перечислить. Именно за это люблю керамику, с ней скучать не придётся никогда, экспериментов хватит на всю жизнь!

Фото: Мария Иванова, Вероника Куликова

Вопросы задавала Дарья Боброва

Комментарии закрыты