“Каждое изделие — это воплощение опыта и переживаний”

Керамика Василисы Юдиной не похожа ни на какую другую — вы всегда безошибочно узнаете её автора. Василиса смело использует при создании работ и гончарный круг, и техники ручной лепки, и сложные комбинации глазурей. Мы расспросили её о поиске своего стиля, об отношении к декору и функционалу в керамике и о том, как рождаются в её керамике такие удивительные образы.

Выбор между керамикой и ювелирным делом

Я родилась в Тюмени, но практически сразу после моего рождения  семья перебралась в Беларусь, в город Витебск. Жили мы за городом в своём доме, и всё детство я провела в уединении, узнавая и открывая для себя  детали окружающего мира, которые порой люди, живущие в большом городе и суете, просто не замечают. Много размышляла, читала и с самого детства рисовала. Сначала что-то совершенно простое, после занималась копированием.

Когда наступил момент определиться с профессией я, как и многие, отдала предпочтение рациональному варианту, не связанному с искусством, но спустя мучительный год учёбы поняла, что от судьбы не уйдёшь. К моему счастью в Витебском государственном технологическом колледже появился факультет ювелирного искусства и художественной керамики. Сначала я очень хотела стать ювелиром, но стоило мне впервые сесть за гончарный круг, как я поняла, что это именно то, что я искала, смогла полюбить, и что до сих пор меня увлекает.

Полное погружение в керамику произошло не сразу. Учёба в колледже увлекала и пугала объёмами знаний, которые необходимы для полноценной работы. Ювелирное дело оставалось на время учёбы частью моей жизни и опыта, который я переносила в свои изделия из керамики, уже тогда отличавшиеся своей кропотливостью и детальностью проработки. До сих пор у меня нет желания обращаться к литьевым формам и потоковой продукции. 

После учёбы я перебралась в Москву и прошла большой путь, работая на заводах и маленьких частных производствах, мастерских, где я по крупицам отрабатывала каждую операцию, каждый этап, как обычный работник без имени. Долго работала, только глазуруя изделия, после занималась отливкой в гипсовые формы и гончарила, оттачивая технику. И лишь спустя восемь лет я почувствовала готовность создавать что-то своё, научилась передавать свои фантазии и ощущения в керамике.

Про любовь к чешуе и щупальцам

Мой поиск форм в керамике продолжается до сих пор и будет продолжаться. С декором я тоже не останавливаюсь, для меня важно создавать новое и передавать свои ощущения. Каждое изделие это воплощение моего опыта и переживаний, связанных со всеми событиями, происходящими в моей жизни. Любая книга, рассказ, фильм, мистическая история воплощаются в форме и декоре моих работ. В каждом изделии есть, чаще всего неосознанный, посыл, энергетика.

Я часто получаю очень интересную обратную связь от тех, кому близка моя керамика. Иногда люди с точностью определяют даже книги, которые я читала в период создания изделия, или место, которым я вдохновлялась. Но это не значит, что я переношу в материал какие-то конкретные элементы и детали, по которым можно было бы легко опознать, откуда была взята идея. Я создаю свою концепцию. 

Яркими вдохновителями для меня стали рассказы Говарда Лавкрафта, атмосфера древней архитектуры, фантастические миры, натюрморты голландских художников и ещё очень многое, что, конечно, в ближайшее время отразится в моих работах.

Многие спрашивают — откуда у меня такая любовь к анималистичному декору: шипам, чешуе, щупальцам. Я уверена, что дело в тактильных ощущениях. Мне очень нравится самой, и я хочу поделиться со всеми именно этой фактурой, этой возможностью не только созерцать, но и чувствовать с закрытыми глазами, общаться.  Недавно я очень поразилась, увидев в соцсетях акварельный натюрморт, на котором изображены мои работы, удивительное ощущение эдакое “искусство в искусстве”. Для меня это, конечно, не чудовища и “твари”, скорее просто что-то живое. Не только за счёт формы, но и потому, что они часть меня. 

О функциональности и декоративности керамики

В моём понимании все существует в балансе. Иногда кажется, что в моих изделиях превалирует декоративность, но это не так. Все вещи функциональны они проходят испытания кипятком, простой водой, проверяется вместимость, устойчивость и т.д.  

Если вещь может послужить своему хозяину в повседневной жизни, то он чаще прикасается к ней и чувствует то, что я хотела сказать, и скорее всего такое изделие никогда не окажется где-то в чулане забытым. Не менее важна и декоративная составляющая, ведь именно она первой привлекает внимание и создает в интерьере неповторимое настроение. Поэтому баланс и только баланс.

О работе на заказ и уникальности работ

Большие заказы в нашей работе не редкость, но на то, чтобы часто брать их, просто нет времи. Мои изделия трудоёмки и требуют максимальной сконцентрированности на процессе, поэтому продуктивность падает. Сейчас у меня не стоит задачи “штамповать” продукцию и наполнить рынок бездумными копиями. Более важно для меня сделать свою работу качественно и порадовать заказчика, который получит что-то уникальное, авторское, на что, в общем, и нацелено искусство, по моему мнению. 

Многократность повторения не практикую. Есть небольшие партии, но нет двух одинаковых все уникальные. Системы как таковой нет, есть настроение и усидчивость, которой меня научила работа с ювелирными изделиями. Конечно, есть технология, с которой ты не поспоришь, её нарушать нельзя, но всегда остаётся пространство, чтобы подумать над деталями, нюансами.

В моей работе преобладает гончарное дело, так как оно позволяет варьировать базовую форму и расширяет границы для создания нового. Сначала эта форма как “чистый лист”, у неё пока нет индивидуальности, но в этот момент подключается фантазия и пережитый опыт. 

Для меня этап формования очень важный процесс, с которого я начинаю мыслить. Ручная лепка разрушает эти строгие формы, делая их более пластичными и уникальными, добавляет движение, настроение. Я каждый день открываю для себя что-то новое, и, разумеется, приоритеты меняются, так что, возможно, уже завтра я бы ответила на этот вопрос иначе.

О важности участия в фестивалях

Участие в фестивалях и подобных мероприятиях на данный момент неотъемлемая часть моей работы. Так я знакомлю людей со своим творчеством, знакомлюсь с мастерами, получаю новый опыт, слышу много интересных мнений. 

Мероприятия я выбираю по отзывам людей. Обращаю внимание на уровень профессионализма тех мастеров, которые будут участвовать, условия, созданные организаторами для комфорта размещения, рекламу. Считаю такие “выходы в свет” очень важными и подхожу к ним ответственно. 

О полезности рассказывать можно очень долго, главное понимать, с какой целью вы там находитесь. Сейчас благодаря ярмаркам и фестивалям я поняла, что делаю что-то стоящее, что людям нравится то, что я делаю. Очень благодарна всем положительным отзывам и конструктивной критике, благодаря которой я понимаю, по какому пути нужно идти.

 

Вопросы задавала Дарья Боброва
Фото: Василиса Юдина

Комментарии закрыты