“Одна из сложных задач в керамике — создание цвета”

Валентина Фадеева живёт в Красноярске. Стать художником она решила ещё в детстве, но долго не могла определиться с направлением. Друзья родителей, художники, посоветовали ей идти учиться на кафедру керамики в Красноярском художественном институте. И Валентина доверилась совету, даже не ожидая, что её это так захватит. “Керамика открывает такие широкие возможности для творческой самореализации. А главное, что это так подходит мне по натуре”, говорит она.

Мы расспросили Валентину о важности высшего профессионального образования, о спросе на ручную работу, о событиях, которые обязательно стоит посетить каждому керамисту, а также о её планах на будущее.

Можете ли вы представить себя без высшего образования в сфере керамики? Ведь многие приходят к этому занятию уже во взрослом возрасте и учатся самостоятельно. Чем для вас ценно образование?

Лично мне профессиональное образование дало необходимую базу знаний, навыков и художественного вкуса. Дело не только в том, чтобы освоить все тонкости технологии (хотя и это сложный, практически бесконечный процесс), но и в том, чтобы познакомиться с историей мировой культуры, освоить смежные направления академическую живопись, рисунок, скульптуру.

Это общение с коллегами, творческая среда. После завершения института появившиеся связи не прервались, мы и сейчас с другими выпускниками кафедры встречаемся, общаемся, делимся открытиями и достижениями. Можно сказать, что процесс обучения продолжается.

Вы часто участвуете в симпозиумах и фестивалях. Какие события в России и за рубежом обязательно стоит посетить керамисту?

Некоторое время назад я очень активно участвовала в различных симпозиумах, выставках и пленэрах старалась ничего не пропускать. Тогда казалось, что это самое главное в моей профессии, что это и позволяет самоутвердиться. 

Потом я стала мамой и наступил другой этап. Я стала меньше ездить, но занялась обустраиванием собственной мастерской и усиленной самостоятельной работой. И это помогло мне глубже понять себя и найти своё творческое я. 

Из прежнего периода непрерывных путешествий мне больше всего запомнился длительный симпозиум в творческих группах на базе Воронцовского комбината в Москве. Он длился четыре месяца. За это время я познакомилась с московской школой керамики и её представителями. В симпозиуме участвовали керамисты из других городов. Всего в России три основные школы керамики: красноярская, московская и санкт-петербургская    и у каждой свои особенности, свой узнаваемый стиль.

Вы пишете в своём инстаграме, что ярмарки для вас — пытка. Почему вы всё-таки участвуете в них?

Иногда, надо менять темп своей творческой жизни. После плодотворного периода работы хочется выйти в люди, так сказать, увидеть потребителя в лицо. Порой слышишь довольно неожиданные отзывы от полного непонимания до бурных восторгов. И то, и другое по-своему полезно.

Что вам больше нравится делать из глины? Есть ли у вас какие-то предпочтения?

Я стараюсь не загонять себя в узкие рамки. Делаю и ювелирные, и крупные формы. Порой меня увлекает какая-то определённая тематика или образ. Например, когда меня увлекли жуки, я делала и бусины, и вазы, и настенные панно на эту тему.

С какими сложностями вы сталкиваетесь в процессе работы?

Одна из сложных задач в керамике это создание цвета. Заранее предугадать, какой эффект даст та или иная глазурь после обжига, довольно трудно. Требуются неоднократные пробы, много времени и терпения.

Есть ли среди ваших изделий те, которые особенно важны, ценны для вас?

Из последних достижений мне кажутся наиболее удачными и ещё не исчерпанными тема жуков и декоративная серия “Письма птицам”. Но всегда кажется, что самое важное впереди.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Как вы продаёте свои работы? Чувствуете ли вы какие-то изменения в спросе на керамику ручной работы с течением времени?

Основная моя площадка для продаж портал “Ярмарка мастеров”. Полгода назад у меня появилась страничка в инcnаграме, там я нашла широкую аудиторию. Также осваиваю Etsy.

За время моей работы через интернет вижу только положительные изменения. Всё больше людей из разных городов и стран интересуются моими работами. Это даёт уверенность и силы двигаться дальше.

К чему вы стремитесь как мастер? Чего хотели бы достичь?

В профессиональном плане мне бы хотелось слепить что-то монументальное. Например, мозаику для большого помещения или масштабное панно, трёхметровую скульптуру.  А в плане содержательном прийти к ещё большей чёткости и ясности образов, чтобы выразить всё, что у меня в душе.

Вопросы задавали Дарья Боброва и Ольга Богданова.
Фото: Валентина Фадеева.

Комментарии закрыты