В Лос-Анджелесе интерес к глине прививают детям уже в школе

Просторы родного Урала Наталья Севастьянова покинула чуть более 14 лет назад. У неё было огромное желание посетить места, где растут пальмы и круглый год светит солнце. Выбор Натальи пал на Калифорнию, на яркий Лос-Анджелес. Она сразу прониклась атмосферой большого города с невероятным количеством красивейших парков и мест для отдыха. 

“Как будто весь воздух пропитан творчеством, говорит Наталья. Сейчас этот город стал моим излюбленным местом, где я могу творить и дарить радость с помощью керамики. Именно здесь я обрела себя в мире искусства”.

Мы расспросили Наталью о её творческом пути от живописца и аниматора до керамиста и о том, как учат работать с глиной в Лос-Анджелесе. Приводим её рассказ от первого лица.

От живописи к керамике

Впервые я прикоснулась к глине осенью 2014 года. И в ту же самую секунду она овладела мною от кончиков пальцев до мозга костей. По телу пробежал холодок, я почувствовала резкий прилив сил. Это ощущение я не забуду никогда.

Если обернуться назад и вспомнить свой путь в творчестве, то можно отметить, что он был долгим. Сначала я обучалась масляной живописи в Екатеринбургском художественном училище. Потом пробовала себя в монументальном искусстве в Екатеринбургской архитектурной академии. Долгое время работала муралистом (мурализм монументальный стиль живописи ред.)

Но при этом меня всегда преследовало ощущение, что я не реализовала свой творческий потенциал полностью, что я могу сделать больше. Мне казалось, что картины очень статичны, а многие из них мне всегда хотелось изменить или дополнить.

Поразмыслив, я решила, что мои рисунки должны ожить, начать говорить и двигаться. Так я поступила на анимационное отделение в колледж Санта-Моники (город в штате Калифорния, США — ред.). Здесь мои рисунки ожили, у них появилась возможность говорить, они могли доносить идеи. Но я не могла дотронуться до продукта своего творчества. И меня это волновало. Я стала вязать вещи, когда делала рендеринги своих мультфильмов, тем самым давая возможность выйти наружу своим тактильным потребностям.

Встреча с глиной

Однажды, в перерыве между занятиями, я обедала рядом с керамической студией. Присмотревшись, я была поражена красотой и фактурой изделий, стоявших на улице перед входом. Я не помню, как зашла мастерскую и начала разговор с профессором, который позже стал моим учителем. В этот прекрасный сентябрьский день начался новый творческий виток в моей жизни. 

Обучение в мастерской пролетело незаметно. Всего за три семестра нужно было освоить необъятные знания гончарного ремесла. Ручная лепка из жгутов и пластов, первая встреча с гончарным кругом и первые неудачи, взрывы и трещины в печи при обжигах, абсолютные неожиданности при глазуровании, и, наконец, первые победы!

Я до сих пор храню два маленьких горшочка, которые были моими первыми творениями. Они немного неуклюжи и нелепы, словно созданы ребёнком, но очень дороги моему сердцу. Именно они явили мне истину, что глина есть всё, что ты захочешь! Она может быть чем угодно: её можно потрогать, изделиями из неё можно пользоваться и любоваться каждый день. Глине можно придать любую фактуру и форму, с помощью этого податливого материала можно донести любую идею.

Все обучение в мастерской было построено таким образом, чтобы ученики смогли выразить себя при помощи глины. Каждый студент учился самостоятельно методом проб и ошибок, пытался воплотить себя как личность, как художник в каждом проекте. Профессор помогал преодолеть технические трудности, не мешая ходу творческого процесса его подопечных.

Студенческая мастерская была моей первой керамической студией, в которой я провела множество незабываемых моментов в своей жизни. После окончания обучения я получила неожиданное предложение остаться здесь, но уже в роли помощника учителя. 

Это было приятно вдвойне, так как я могла учиться и работать одновременно. Я поняла, что гончарное дело не знает предела совершенствования и есть еще множество секретов, навыков, которые мне предстоит узнать и опробовать.

Как рождаются идеи

Идеи для своего творчества я черпаю из окружающей меня природы невероятной красоты. С детства я впитала необыкновенное великолепие и мощь уральских просторов. Они нашли отражение в каждой клеточке моего тела. И сейчас я могу воплотить лесную таинственность в своих керамических изделиях.

Идеи всегда приходят сами собой. Они естественны и легки. Когда я беру кусок глины в руки, я не могу предугадать, что выйдет в итоге. Это всегда необыкновенный и приятный процесс, магия.

Фактура дерева меня привлекла бесконечным разнообразием своих форм. Она гармонична, естественна и может быть использована в любой интерпретации: тарелки, кружки, чайники и даже для моих любимых «носатиков» лесных духов. Они тоже могут носить на себе фактурные отпечатки дерева. 

Лесные духи также родились спонтанно. Руки сами собой придали глине подходящую форму, скатали два глаза, которые благополучно оказались в нужном месте. Также легко появились ушки. И вдруг эти глазки мне подмигнули. И я влюбилась в них! К моей большой радости эти добрые создания всегда вызывают у зрителя улыбку и приятные эмоции.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Для меня лесные духи это древние обитатели зеленых просторов и глубин. Они живут тихо, но интересно. Столько важных и нужных дел есть у этих очаровательных существ. Лесные духи оберегают покой и порядок жизни в том месте, в котором живут. Они почти незаметны, но от этого не менее важны. Они мудры и гармоничны. Кротость в застенчивом взгляде, но сила внутри.

О них можно рассказывать множество интересных историй бесконечно.

Как глина сочетается с другими материалами

Мне нравиться искать что-то новое, смешивать разные материалы деревянные палочки, канатный шпагат, стекло, сваленную шерсть и камни. Это творческий процесс. На мой взгляд, все эти материалы гармонично сочетаются друг с другом, помогают заиграть новыми красками и раскрыть внутренний потенциал каждого из них. 

Впервые у меня родилась такая идея благодаря кружкам, на ручки для которых у меня на тот момент не хватило глины.  Они получились необыкновенными и абсолютно не похожими на привычные для нас кружки. Мне нравится экспериментировать с новыми сочетаниями, это придаёт вдохновения.

Про обжиги и глазури

Все керамические изделия я обжигаю в газовой печи при редукции. Редукция это атмосфера печи, в которой недостаточно кислорода, чтобы полностью потреблять топливо при его сгорании. Из-за этого дефицита пламя выталкивает молекулы кислорода из глинистых тел и глазурей, меняя их характер. 

Обжиги я произвожу в студии при температуре 1305 С. Здесь каждый может принять участие в процессе обжига.

Также я имею некоторый опыт в применении обжига раку, но пользуюсь этой технологией нечасто, так как результат при таком обжиге совершенно невозможно предугадать. Слишком всё непредсказуемо, и это немного усложняет процесс получения результата, которым я была бы довольна.

Глазури я применяю разные. Зачастую смешиваю химический состав из сухих материалов по известным формулам. Сама никогда не пробовала создавать свою собственную глазурную формулу, но обязательно попробую в будущем. Считаю, что этот процесс очень увлекательный и потребует много времени.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Про керамическую жизнь в Лос-Анджелесе

В Лос-Анджелесе керамическое дело развито очень хорошо. Местные жители всегда проявляют большой интерес ко всякого рода фестивалям и ярмаркам, где представлены вещи, сделанные мастерами. Они с радостью готовы поддержать развитие малого бизнеса и считают это своим долгом. Горячий сезон для ярмарок это время перед Рождеством. Все активно приобретают подарки для своих любимых.

Гончарных мастерских, которые бы занимались высокотемпературными обжигами, очень мало, так как газовые печи проблематично легализовать в черте города. Есть много маленьких мастерских, где керамисты собираются, чтобы заниматься своим любимым делом. 

Что меня удивляет здесь и по сей день, так это то, что интерес к гончарному делу и глине прививают детям уже во время учёбы. В школах есть предмет керамики и гончарного дела. В любом государственном колледже есть гончарные классы. Чтобы пройти этот курс, вовсе не обязательно быть полноправным студентом. Любой желающий может пройти один курс ради интереса. Так сделала и я в своё время.

Про интерес к родине

Гончарное дело в России для меня это эталон в мире керамики. Я всегда с интересом наблюдаю за творческой деятельностью талантливых мастеров на родине. Я учусь и вдохновляюсь их опытом, их идеями. Мне нравится первобытность и харизма стиля русской керамики. В ней чувствуется родная душа и сила.

Комментарии закрыты