В Эрмитажном театре выставлены работы японского мастера Шиниши Саванды

В фойе Эрмитажного театра в Эрмитаже 6 сентября открылась выставка Шиниши Савады, ярчайшего представителя “ар брют” или “искусства аутсайдеров”. Работы мастеров этого направления крайне редко появляются отдельно вне музеев, посвящённых их творчеству. Экспозиция Шиниши Савады будет работать до 17 сентября.

Музей аутсайдер арт, предоставивший работы для выставки в Санкт-Петербурге, территориально находится в здании комплекса “Эрмитаж–Амстердам”. Он собирает лучшие образцы творчества мастеров, не вписывающихся в рамки традиционного как классического, так и даже современного искусства. Ар брют крайне сложно принимается традиционным зрителем, так как каждое произведение этого направления создаётся согласно принципам, существующим в сознании одного конкретного художника-аутсайдера. 

Таким мастером является Шиниши Саванда. Он стал известен миру в 2013 году, когда его представили на Венецианской биеннале. Теперь Эрмитаж принял его в своих стенах. 

Шиниши родился в 1982 году в префектуре Сига в Японии. После нескольких лет обучения в специализированной школе его перевели в интернат в городе Кусацу, где у него было диагностировано расстройство аутистического спектра. В интернате он начал посещать гончарную мастерскую. В 2001 году руководитель мастерской организовал для гончаров строительство небольшой хижины, расположенной в глуши, на расстоянии нескольких километров от основного здания. Именно здесь, в этом укромном уголке, в полной тишине, Шиниши Савада и создаёт свои скульптуры.

Он обжигает фигуры в большой земляной печи, которая разжигается лишь дважды в год. Так его скульптуры приобретают естественный блеск и характерный красновато-коричневый оттенок более светлых или тёмных тонов в зависимости от пламени. Затем он укладывает их на полки в своей самодельной мастерской, куда приходит тоже лишь два раза в неделю.

Работы мастера усеяны многочисленными шипами, придающими фигурам демонам, чудищам или маскам? замысловатую и вместе с тем пугающую красоту. Художник неторопливо изготавливает каждый шип и один за другим покрывает ими туловища своих скульптур. До сих пор неясно, следует ли Савада за неким уже сложившимся образом в своём сознании, но то, как он работает спокойно и размеренно, без промедлений говорит о том, что он ясно представляет, как должно выглядеть его произведение в завершённом виде. Даже крупные скульптуры ему удаются всего за четыре-пять дней.

Возможно, работы Саванды являются отсылками к древним цивилизациям, например, культуре Дземон. Возможно, эти фантастические фигуры плод личной мифологии, вдохновлённой персонажами древних японских легенд: зверями, привидениями, духами. Его творчество перекликается с масками театра Но, героями манги и искусством африканских племен.

Работы мастера входят в собрание музея Dolhuys в Нидерландах, а также выставлены в Музее аутсайдер арт в Выставочном центре “Эрмитаж–Амстердам” и Музее Ар брют в Лозанне, Швейцария. 

Выставка в Эрмитаже проходит в рамках Международного симпозиума “Аутсайдер арт и инклюзивные практики в музее” и организована при поддержке ООО “Объединённые Пивоварни Хейнекен”. Куратор выставки-события Илья Ермолаев, сотрудник Аппарата дирекции Государственного Эрмитажа.

Источник информации и фото: Государственный Эрмитаж.

Комментарии закрыты