Путешествие за керамикой

Что могло быть лучшим подарком в мой день рождения, если не керамическое путешествие.

По одной из версий, название Опо́шня(укр. Опі́шня) происходит от слова “опока” — название осадочной микропористой породы (составленная из аморфного кремнезёма с примесями глинистого вещества, скелетных частиц организмов (диатомей, радиолярий и спикул кремниевых губок), минеральных зёрен (кварца, полевого шпата, глауконит). Именно на её основе в Опошне развился промысел, который составил славу посёлка — гончарство.

Мечта побывать в Опошне появилась у меня ещё несколько лет назад, когда мысли мои упёрлись в дерзкое желание заниматься керамикой. Мы гостили у родителей Ромы, моего мужа, под Харьковом и его папа подарил мне опошнянский глечик с традиционным растительным орнаментом. Я тогда ещё не успела подержать в руках глину, но этот сосуд вызвал во мне любовь с первого взгляда: такой он был живой и тёплый, не вызывающий сомнений, привычный по форме, простой, но наполненный душевностью и искрой. Ромин папа тогда много рассказывал мне об этом месте, которое, по его словам, мне обязательно должно понравиться. Таким было наше первое знакомство с Опошней.

Печь, лапти и никакого вай-фая

В этом году нам посчастливилось приехать в Украину на длительный срок и, наконец, исполнить задуманное когда-то.

Время мы выбрали не самое подходящее — зима, метели, снег, но мы не посчитали непогоду за преграду.

По совету друзей остановились в этнопоселении “Старый Хутор” — это усадьба-двор, которая была основана ещё в 1914 году, после реконструкции она соответствует виду хуторского подворья конца XIX – первой половины ХХ века. 

Это незабываемое место! Молодая пара, Александр и Марина, вложили всю душу и много труда в реконструкцию усадьбы, где, так или иначе, окунаешься в культуру страны. Национальная кухня, мастер-классы, старое кино... Мы жили в хате 1914 года, где всё убранство сохранилось ещё с тех времён. Печь топили дровами, на ней же грели чай. Ходили в лаптях, грелись на печи и не включали вай-фай! А утром в наши окошки лились первые солнечные лучи, я встречала рассвет, рассматривая даль с вершины холма. А на завтрак мы пили каву (так в Украине называют кофе) и ели манники (пирожки из манки с творогом и изюмом).

Керамика из прошлого

В центре Опошни находится Государственный музей-заповедник украинского гончарства. Первым делом мы направились туда, и как же я расстроилась, когда увидела здесь музей под открытым небом — было очень холодно и дул сильный ветер, но мы с Ромой не пропустили ни одной скульптуры, ни одной композиции, протаптывая тропинки по снегу.

Когда мы вошли внутрь, я уже совсем забыла о замёрзших пальцах.

Мы погрузились в волшебство сотен керамических тарелок разного времени, разных мастеров… Каждая из них уникальна, их хочется рассматривать, вглядываться в роспись, улавливать формы, наблюдать за тем, как менялись вкусы времен, эпохи мастеров, как развивался орнамент. Мы как будто подглядывали за их созданием: вот на одной соли, на другой роспись ангобами, разноцветные поливы. Также в музее представлены изразцы преимущественно второй половины XIX — начала ХХ века, есть терракотовые и глазурованные, рельефные и гладкие, с разными сюжетами или растительным орнаментом.

В конце посещения для каждого гостя в музее проводят мастер-класс. Ничего серьёзного — занимает он 15 минут, но мастера сразу видят, чьи руки знают глину, а мне, например, было в удовольствие потрогать местную. 

На территории музея проходят различные выставки, симпозиумы и конференции, так как деятельность музея направлена на научное изучение и популяризацию украинского гончарства. Здесь сформировался большой научный коллектив, который разрабатывает 22 научные темы по самым разным проблемам керамики.

Мастерская Александра Шкурпелы

После посещения музея нельзя было просто вернуться к обычной жизни, и мы поехали в гончарную мастерскую Александра Шкурпелы. А там всё по-настоящему: занимается Александр гончарным делом со своим старшим сыном, иногда подключая к работе и младшего, его интерес к гончарству пока ещё не так силён. Глину копают прямо во дворе, обрабатывают, глазури и ангобы делают сами, все из местных материалов, изделия крутят и на ножном, и на электрическом круге, обжигают в дровяной печи. 

И получается у них такая нежная, неброская и очень тёплая керамика. Традиционные формы покрывают зеленоватой глазурью, молочат, иногда используют в декоре фляндровку. 

Александр человек очень открытый (наверное, как и его керамика), рассказал о технологии их производства и готов был ответить на любые вопросы, ничего не тая. Это такая ценность — умение и желание делиться знаниями. Нам было очень интересно увидеть своими глазами, как всё устроено в традиционной гончарной мастерской. Удовлетворив любопытство и получив пищу для размышлений, мы, конечно, прикупили себе посуды и поехали пить чай из новых, самых любимых кружек.

Академия гончарства

На следующий день мы отправились в Академию гончарства, такое название получила Государственная специализированная художественная школа-интернат I-III ступеней Коллегиум искусств в Опошне, где для нас провели очень ёмкую и такую душевную экскурсию, что мне было не сдержать слёз. 

В школе есть своё хранилище керамики: детских работ самых маленьких учеников, серьёзных работ выпускников, в которых уже видна твёрдая рука будущего мастера, работ опытных мастеров, преподавателей школы, выполненных в традиционном для Опошни стиле, и всевозможных сосудов и амфор, которые были собраны в Полтавской области в разные времена. Это незабываемое ощущение, когда ты можешь прикоснуться к такой старинной традиционной керамической утвари: ты совсем недавно читал о ней и дивился на чёрно-белые картинки в разных советских учебниках по керамике, а тут — вот они, живые опарницы, крынки, макитры. 

Там же нам показали мастерство работы на гончарном круге. Ох, все самые прекрасные видео в интернете не сравнятся с часовым наблюдением за тем, как из-под рук гончара так просто выскальзывают миски, горшки, как ловко за несколько минут по частям появился, а потом собрался в единое изделие куманец. Тут же другие мастера расписывают сгончаренную посуду ангобами, и глечики покрываются традиционным растительным орнаментом. 

Конечно же, и здесь мы прикупили тарелок и под чарами влюблённости в местную керамику отправились в Полтаву, смотреть теперь уже на современную керамику.

Впечатления “На разломе”

Как только на сайте Modernpottery.ru появилась статья о выставке “На разломе”  Александра Мирошниченко, я сразу поняла, что её я точно не смогу пропустить, и как удачно складываются тропинки жизни, которые приводят в то место и в то время. Чуть позже выяснилось, что Рома знаком с Сашей по институту. Это ещё больше подстёгивало наш интерес к выставке.

И вот, мы в галерее Art Jump, стоим, застывшие вместе с невероятными скульптурными лицами, и неясно, кто дышит громче — мы или они.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Каждая работа уносит тебя совсем в другой мир, и в голове появляются два голоса: один восторженно следует куда-то, куда ведёт каждая работа — от лица к лицу, от образа к образу, а второй всё твердит: “Как же, как же это всё сделано?”, и пытливый ум перебирает варианты, а потом и вовсе замирает. Ты уже не хочешь знать, что и как, хочешь только смотреть и слушать, слышать живой камень.

Вот так мы вышли из галереи, а внутри нас уже что-то случилось, что-то маленькое, что нельзя уловить и объяснить словами, но что-то большое, что, несомненно, оставило след и заставило смотреть на мир по-новому.

Такой тяжёлый багаж эмоций и впечатлений от всего увиденного и словно пережитого мы повезли домой и ещё долго будем разбирать “вещи”.

Текст и фото:

Алёна Кость,

мастерская “Милые Кости”

Комментарии закрыты