“Очень важно почаще бросать себе вызов”

Когда я только начинала интересоваться керамикой, одной из керамистов, за которыми я следила, была Ната Пестун из далёкого для меня Гамбурга. С большим упоением я наблюдала за тем, как на её сайте появляются новые чаши и чайники, каждая новая её работа была все более осмысленной, гармоничной и отточенной, а на меня находило всё больше вдохновения: как прекрасны были формы посуды, как тонко Ната подбирала глазурь, словно перенося в работу разные настроения. А больше всего меня поражало её умение “говорить” лаконично и привносить красоту посредством простоты.

Однажды я даже не сдержалась и написала Нате письмо о своих впечатлениях и эмоциях, о своей любви с первого взгляда к её посуде. Так началось наше знакомство.

Ната Пестун создатель мастерской керамики SUN TREE studio, ей 28 лет, сейчас она с мужем живёт в Гамбурге, до этого некоторое время жила и училась в Китае в городе Ханьчжоу, а родилась в Латвии. Я расспросила Нату о её увлечении керамикой, жизни в Европе и работе с фарфором.

— Почему именно глина? Чем ты занималась до этого и с чего всё началось? Обучалась ли ты самостоятельно или брала уроки?

— Глиной я начала заниматься интуитивно. Примерно четыре года назад, я решила оставить свою офисную работу и заняться чем-то другим, но чем именно, я тогда ещё не знала. 

Живя в Китае, интересовалась чаем, чайная утварь, можно сказать, всегда была со мной, мы часто с друзьями пили чай в парках и во время пауз между лекциями или ходили в чайные дома. Так что керамика окружала меня везде и повсюду. Один мой знакомый тогда заканчивал курс магистратуры по керамике в том же университете, и я напросилась к нему в мастерскую посмотреть и попробовать это было моё первое знакомство с кругом и фарфором.

После ухода из офиса, наверное, совершенно интуитивно купила себе пакет фарфора и стала лепить небольшие чайнички и чашки. Просто так, для своего же удовольствия, может быть, это была ностальгия по времени проведенному на Востоке?

Потом, я узнала, что совсем недалеко есть “открытая” гончарная и столярная мастерская, строго только для женщин, что-то вроде такого женского клуба. Я пошла туда и очень много времени там проводила, но долго не решалась сесть снова за круг, лепила сначала руками, но потом все же решила снова попробовать. Так и училась, просто приходила каждый день и работала на круге.

— В какой момент появилась идея для создания мастерской и с чем связано её название?

— Наверное, примерно год я провела в женской мастерской, пока поняла, что хотела бы иметь своё собственное пространство и свою печь. Найти идеальное пространство в Гамбурге достаточно сложно и я, можно сказать, взяла первое неплохое место, что мне попалось мастерская, которую на протяжении 1,5 лет я делила с другими креативными ребятами: ювелирами, столярами, дизайнерами это было открытое пространство без стен, но у каждого было своё место для работы, никто никому не мешал, но всё же я всегда хотела работать в мастерской с окнами на улицу и в районе, в котором мы живём, может быть даже с небольшой витриной.

И вот месяц назад такое место нашло нас, меня и мою подругу, она занимается графикой. Небольшой магазинчик-мастерская. Именно сейчас я осознала, как это важно иметь своё место, свою мастерскую, которую можно убрать в своём стиле.

По правде говоря, я думала, что название будет временным. Мне хотелось, чтобы была какая-то связь с домом, с местом, где родилась, ведь чем дольше живу здесь, в Германии, тем крепче, мне кажется, я привязываюсь к тем местам, которые оставила.

Я выбрала солнечный образ из латвийского фольклора, SAULES KOKS так это звучит по-латышски. Не думала, что моё занятие перерастёт во что-то большее, но так случилось, и поэтому я решила оставить его и перевести на английский, так получилось SUN TREE солнечное дерево.

— В определённый момент ты перешла к фарфору, выбрав при этом один из наиболее сложных способов работы с ним — формование на гончарном круге, ведь фарфор сам по себе материал особенный.

— На самом деле, я не так давно начала работать с фарфором на круге “профессионально”, если можно так сказать. Я долгое время откладывала это занятие и тем временем научилась делать гипсовые формы для литья посуды из фарфора. Это совсем другое дело, не требующее таких усилий, как работа на круге, однако, не менее захватывающее. 

Да, теперь я снова взялась за работу с фарфором на круге это непросто, но в то же самое время это приносит удовлетворение и радость. Думаю, каждый керамист должен попробовать это, возможно, он откроет для себя что-то совершенно новое.

— Можешь ли ты проследить за своим профессиональным развитием и ростом, может быть, как-то охарактеризовать изменения в работе с глиной, к чему ты пришла на определённых этапах?

— Конечно, я могу проследить за ростом, хотя три года для гончарного дела очень маленький срок. Должна сказать, я ещё не до конца нашла свой почерк, свои глазури, стиль. Думаю, это займёт ещё какое-то время, но в процессе не думаешь об этом, просто идёшь вперёд. 

Для себя я поняла, что очень важно почаще бросать себе вызов, делать то, чего избегаешь или думаешь, что не хочешь или не можешь, пробовать разные глины, разные техники, планировать и выделять время для новых экспериментом еженедельно, например, сделать 10 чашек разной формы или вазу, используя несколько килограмм глины.

— Расскажи, как обстоят дела с керамикой в Европе? Сложно создать мастерскую, найти место для обжига изделий и для работы? 

— В Европе керамику ручной работы заметно ценят. В частности, в Германии интерес также потихоньку пробуждается, но керамистов, например, в том же Гамбурге ещё не так много, как, например, ювелиров или дизайнеров графики, но интерес к самому занятию растёт с каждым годом. С помещениями здесь, в Гамбурге, непросто, спрос очень большой, цены каждый год растут. Должно просто повезти, чтобы найти место в любимом районе и по доступной цене.

— Всё чаще керамисты из России заказывают глазури, керамические массы и прочие материалы европейского производства. Действительно ли в Европе такое изобилие материалов? 

— Думаю, это действительно так.  Большое количество совершенно разнообразной глины, а также другие керамические материалы, как, например, мел, добываются и подготавливаются здесь же в Германии.

— Принимаешь ли ты участие в выставках?

— Выставок в Гамбурге много. Практически каждые выходные можно найти какой-то маркет, посвящённый дизайну или изделиям ручной работы. Также в Германии можно найти и более серьёзные выставки, посвящённые дизайну, как, например, Ambiente, Nordstil, Blickfang. Я стараюсь участвовать в таких мероприятиях хотя бы раз в год. Это важно для роста и развития.

— Как выстраивается твоя работа, это магазин на Etsy, работа с ресторанами или частные заказы?

— Чаще всего это сотрудничество с магазинами и галереями, затем идут частные заказы. В конце мая мы с моей коллегой открываем наш небольшой шоурум для моей керамики и её графики. Несмотря на то, что пока я не планировала открывать магазин, всё же это место будет  привлекать случайных прохожих. Самой интересно, что из этого получится. Также планирую использовать наше пространство для проведения курсов-вокршопов, связанных не только с керамикой. Посмотрим!

— Как ты относишься к традиционной керамике и должна ли она, на твой взгляд, “спорить” с современной?

— Думаю, нам есть чему поучиться у традиционной керамики. Она создавалась для практических целей, как мне кажется, тогда как теперь часто встречается посуда, которая кажется красивой или стильной, но на самом деле совершенно неудобна. Но, конечно, каждый выбирает то, что важно для него.

— Что тебя вдохновляет в жизни и на что ты обращаешь внимание в работах любимых мастеров?

— За эти семь лет, прожитых “не дома”, поняла, что вдохновляют меня встречи с моими родными и близкими. Не смотря на то, что я подолгу могу проводить время в одиночестве, работать в мастерской без передышек, всё же для меня очень важно хорошее общение и близкие отношения. Вдохновляют тёплые отношения с окружающим миром.

Больше всего я обращаю внимание на поверхность предмета, на ощущения, которые появляются от прикосновения к предмету, на его функцию.

Наверное, на данный момент мои самые любимые мастера это Jatta Lavi и Kiho Kang, с которым мне посчастливилось познакомится на одной выставке в Гамбурге, Sue Pryke, Gwyn Hanssen Pigott. На самом деле, талантливых керамистов очень много. Или так всегда было, а интернет позволяет открывать их для всего мира.

— Расскажи о своих планах на будущее, может быть, ты к чему-то стремишься или есть определённые цели и мечты в керамике?

— Пока что работаем над новой мастерской, как я уже говорила, откроем её в конце мая. Хочется, чтобы она стала местом встреч и интересных мероприятий. Для меня Гамбург всё ещё не является настоящим домом, но, я чувствую, что моё новое место это ключ к его сердцу.

Честно говоря, я часто не до конца довольна своими работами. Есть целый список того, что я бы хотела сделать, как презентовать, какие материалы попробовать. Это бесконечный процесс, как ты сама знаешь... Батарейка, которая заряжает сама себя.

Интервью подготовила Алёна Кость, семейная мастерская “Милые Кости”.

Фото: Ната Пестун, Sabine Wittig и Igor Trepeshchenok.

Комментарии закрыты