Идеальная страна для керамиста

Месяц назад, в середине февраля, я приехала в Монтенегро (так звучит на итальянский манер название страны Черногории) и поселились в городе Будва, чтобы открыть здесь студию DuClay. Будва — это такая русская ривьера, город на самом побережье Средиземного моря. Тут тихо и свежий воздух, светло и тепло. Полная противоположность Питеру, где я жила раньше! 

Немного о прошлом

В Санкт-Петербурге я до августа 2016 арендовала студию в “Музе”, одном из лофтов Васильевского острова. К сожалению обстановка там сильно изменилась, из креативного пространства место стало заурядной коммерческой организацией, и пришлось переехать и работать с мамой в её мастерской. 

В Питере я участвовала в проекте Императорского фарфорового завода “Школа мастерства”, после чего мне предложили остаться там в качестве художника на постоянной основе. Но для меня нет ничего хуже, чем ходить каждый день в одно и то же место и время, чтобы выполнять работу на заказ. Поэтому на данном этапе это невозможно.

Сразу после окончания Академии им. Штиглица я стала арендовать мастерскую и даже какое-то время преподавала в обычном художественном колледже, вела там такие предметы, как перспектива, живопись, пластическая анатомия, керамика и роспись фарфора. Некоторые из моих дипломников сейчас работают живописцами на Императорском фарфоровом заводе. 

Море возможностей

В Будву меня пригласили работать после того, как прошлым летом я принимала участие в школе керамиста Игоря Харченко в Которе. Тогда я поняла, что Черногория — идеальная страна для керамиста. Здесь сухо и солнечно. Море, в котором практически круглый год можно купаться, а на выходные ездить на горнолыжные склоны.

К тому же тут такие большие творческие возможности! В мастерской, где я работаю, несколько печей: муфель, большая печка для обжига монументальной керамики и печь для обжига раку. Супер возможности! 

Бункер станет шоу-румом

Пока что наша студия — большой бункер, расположенный рядом со школой Dukley Academy, между многочисленных апартаментов Dukley Gardens, среди которых, по слухам, есть апартаменты Стивена Сигала и Роберто Ковалли. 

В бункере ещё нет воды и тепла, но уже есть свет. Площадка сейчас достраивается и в ближайшем будущем станет 200-метровым шоу-румом с магазином керамики и цветов. Сейчас здесь уже готово пространство для работы и столы для проведения мастер-классов. 

Мы пробуем поставить на самоокупаемость весь процесс, чтобы студия приносила средства на материалы и резиденции. Появились заказы, в основном — на посуду ручной работы. До сих пор это направление спало.

Главное сейчас — обустроить пространство, а запланировано многое! В данный момент я занимаюсь созданием школы обучения работе с глиной, выполняю некоторые заказы на создание керамики. Спустя некоторое время мы планируем приглашать резидентов. Ближе к сезону у нас запланировано много различных акций и перфомансов.

Место, где не нужно спешить

Я провожу занятия в мастерской по больше части с русскими. Они тут в основном из Москвы, Перми и Санкт-Петербурга. Местные захаживают и если говорить с ними на русском, то это вызовет полное непонимание, на английском лучше. А если начинаю говорить по-польски, вообще замечательно!

Здесь, в Черногории, мне интересны люди. Изучаю их нравы. В Будве есть местная гончарня, а в ближайшем городе Цетинии — даже месторождения терракотовой глины, которую я намерена изучить и сделать образцы.

В окрестностях есть несколько местных мастерских керамики. Есть традиционная гончарня и несколько студий, организованных пару лет назад приезжим русскими в Будве, Баре и Которе. С ними я ещё не успела познакомиться, только наслышана и видела их продукцию на местной ярмарке.

Учу сербский. В Черногории ощущается всеобщее местное “полако”, что по-сербски значит “не спешить”. Это слово очень хорошо характеризует местную обстановку.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Вдохновение от Монтенегро

Сейчас я занимаюсь заказом посуды с оттисками местных трав и цветов для ресторана в городе Тиват. И ещё сама не знаю, что из этого получится. Надо сказать, я настолько вдохновлена природой что вокруг, видом с четвёртого этажа моего дома, что идеи сами приходят в голову... 

Параллельно с этим занимаюсь созданием коллекции украшений на основе силуэта местного кувшина. Это традиционная форма, та же, что и на логотипе нашей студии.

В моих личных планах — создание нескольких коллекций сувениров и керамических скульптур. Прошлым летом я создала коллекцию керамических пакетов “Montenegro to go...” с использованием принтов с видами Котора, Пераста и местных хвостатых — котов и панно “Портрет Черногории”. 

Надеюсь, скоро удастся приступить к одному социальному проекту. Идея его в том, чтобы каждый житель города мог прийти в мастерскую, и я сгончарила для него амфору размером не больше 4 см в высоту, на которой он оставит свои инициалы. Такая интеграция нашей студии DuClay в местную среду, знакомство с ней жителей, которых здесь примерно 13,5 тысяч и среди них 5 тысяч — русские.

Не работа, а мечта

Черногория прекрасна, солнечна и контрастна. Этого нет в Петербурге, который я обожаю и куда я всегда люблю возвращаться.

В Будву меня заставил приехать интерес, азарт — когда всё с нуля, нужно многого достичь, создать, развивать.  Это моё! 

К тому же у нас прекрасное взаимопонимание с шефом, директором школы Dukley Academy, очаровательной Надеждой Лаптевой. Это важно и помогает в работе. Мой шеф — прекрасный руководитель. Интеллигентная, талантливая и креативная. Думаю, у меня — мечта, а не работа!

И конечно же, тут такое оборудование, о котором может только мечтать каждый настоящий керамист! Есть всё для работы, и сама природа вокруг вдохновляет и не даёт сидеть на месте! Хочется творить и идти вперёд.

Я пока не знаю, надолго ли я сюда приехала. Возможно, надолго!

Текст и фото: Наташа Белова-Вебер

Комментарии закрыты