“На разломе”

В Полтаве, в галерее Art Jump, проходит выставка художественной керамики Александра Мирошниченко.

Мирошниченко

Александр учился в Харьковском Национальном университете им. Каразина по специальности “радиофизика”, бросив обучение поступил в Харьковское художественное училище, откуда был отчислен после второго курса. С 2003 по 2010 работал учебным мастером в лаборатории керамики ХГАДИ, где изучил технологию и принципы художественной керамики под руководством Владимира Петровича Шаповалова. В 2010 окончил Харьковскую государственную академию дизайна и искусств по специальности “Промышленный дизайн”. С 2006 года участвует в различных выставках, с 2012 года состоит в Национальном союзе художников Украины.

Антон Усанов, куратор выставки:

— Человек всегда мифологизирует пространство тем, что делает его антропоморфным, предоставляет вещам собственный образ. В ответ и сами вещи могут много открыть не только о себе, но и о нас, какими мы отображаемся в них. Лицо, которым смотрят на человека вещи, это наше лицо, тот лик, которым мир ликует.

Так в мастерской Александра Мирошниченко происходит возвращение человечности из осколков времен и событий местной почвы полтавского фарфорового завода, рядом с которым у него была мастерская. Завод разламывался, люди уходили, кирпичи выпадали. Видя обломки плиток, груды неиспользованного материала, само осыпающееся тело завода и, в общем, развал всей индустрии художник чувствует свою исключительную роль — в его руках сосредоточилось все ремесло керамики.

Мирошниченко 5

Искусство сошло с конвейера и осело на руках подобных одиночек. Из сложившейся ситуации возникает желание и ответственность осмыслить ситуацию художественно и зримо: “Для меня важно персонифицировать образы, превратить их в человека, чтобы потом испытать к ним человеческие эмоции”. Так через керамическую плитку, кирпичики стали проглядывать человеческие лица, начал оформляться дух места и времени.

Найденный и оформившийся образ оказался способным рассказать о том человеке, которого встраивают в различные общности, делают кирпичиком в общем деле. Человек и сам не монолитен и разобщён, он состоит из множества осколков, которые не всегда хорошо согласуются между собой, а то и вовсе стихийны и случайны. Мирошниченко показывает, что человек находится между порядком и хаосом, между собранностью и разломом так же, как керамика между пустотой и формой.

В то же время и сама керамическая скульптура всегда образуется вокруг пустоты и, по сути, является обыгрыванием темы сосуда. Керамическая скульптура всегда готова принимать что-то еще, быть наполненной, готова к встрече. Но керамика Мирошниченко – это рефлексия на тему разваливающегося сосуда либо сосуда еще не собравшегося. Разбитые плитки, кирпичи, осколки, недавно составлявшие часть монолита стены, теперь стремятся к произведению, в котором обретают новый смысл и надежду на сглаживание рубцов. Своими работами Мирошниченко показывает, что искусство — это мостик от человека-кирпича, плиточки к человеку-сосуду, способному принимать в себя другое, способному к общению.

Выставку Александра Мирошниченко можно увидеть до 19 февраля.

Фото: Алина БушерАлексей Липоватый

Комментарии закрыты