Очень “Милые Кости”

Студия с легко запоминающимся названием “Милые Кости” — творческий союз молодой пары Алёны и Романа, керамиста и кузнеца. Кость — их фамилия, которая и была взята за основу для названия студии. “Милые Кости” живут в Таганроге. О том, как в городе появилась первая мастерская посуды ручной работы, Modernpottery рассказала Алёна.

Всё равно вместе

kosti

Мастерская для нас с мужем — понятие довольно обширное, так как мы работаем в разных местах. Идея создания общей мастерской появилась, когда я стала заниматься керамикой и чуток освоилась с глиной. У мужа за плечами богатейший опыт в своей сфере, он скульптор и кузнец, занимается этим уже 15 лет, а я — только в начале пути. 

Но нам очень близка идея именно семейной мастерской. Она наше детище, в которое мы вкладываем всю свою любовь и душу. Хоть мы и делаем разные вещи и на разном, с точки зрения профессионализма, уровне, наша работа — это наша жизнь.

После новогодних праздников мы хотим всё-таки найти помещение, подходящее для нас обоих, и работать вместе. А пока наш рабочий день строится так.

Начинаем с завтрака, попивая кофе, обмениваемся идеями и планами, затем, пока что отдельно друг от друга, воплощаем задуманное, перезваниваемся и советуемся. Я приезжаю к Роме, смотрю на его работу, он всегда спрашивает моё мнение о какой-то новой серьёзной работе, скульптуре, что для меня невероятно ценно. Потом мы вместе открываем печь и Рома становится моим первым и самым строгим критиком.

masterskaya-2В поисках своего дела

Безумное желание заниматься керамикой у меня возникло совершенно спонтанно. Был какой-то переломный момент в жизни и самореализации, и я очень хотела понять, чем хочу заниматься. Наблюдая за Ромой несколько лет нашей совместной жизни, я всё больше проникалась идеей работать в материале. Я даже приняла решение вместе с ним работать с металлом, сделала несколько брошей из меди, но меня это не захватило, было что-то пугающее в этом. 

И вот с этими мыслями, идеями и переживаниями я проснулась весенним утром с навязчивой маниакальной идеей заниматься керамикой. Это было будто какое-то прозрение. 

В Таганроге с керамикой на тот момент было совсем глухо. Посуду не делал вообще никто, было лишь несколько человек, которые занимались скульптурной керамикой, без глазурей. Но они вели (и до сих пор ведут) довольно закрытый образ жизни, не контактируют и секретов раскрывать не хотят. Потому приходилось выискивать информацию в книгах, интернете, в разных блогах.

chashka

Сделать первые шаги в работе с глиной мне помог наш таганрогский скульптор Владимир Николаевич Дмитриев. Когда я решила заниматься керамикой, то пришла к нему попытать свои силы — я боялась, что, может быть, вообще не смогу что-то подобное руками делать. Он дал мне несколько заданий в качестве экзамена, я с ними успешно справилась, после чего он настоятельно рекомендовал мне поступать на скульптура и увидел во мне что-то, что можно развить. Он и воодушевил меня тогда оставить страхи и рискнуть.

Полгода я училась лепке у одного местного керамиста.

Несчастный арендатор

Спустя полгода я поняла, что нужно искать мастерскую и погружаться в керамику серьёзно, отдавая этому занятию большую часть жизни.

Условий для работы с глиной дома у нас совсем не было. На весь Таганрог — только одна печь, собранная вручную. Сделана она была на температуру 900°С, которая никак не регулируется. 

Первое время я так и обжигала, но это очень тяжело — не иметь доступа к печи, возможности регулировать температуру и самое главное — учиться владеть печью и раскрывать тайны обжига. 

Так я и поняла, что иного пути, кроме как купить печь и найти помещение, нет.

С поиском последнего было много проблем, да и по сей день их не убавилось. Аренда коммерческой недвижимости у нас довольно дорогая. Студий, которые могли бы выделить комнатку, тоже нет.

masterskaya-3

Сначала я попыталась снять подвал, обратившись в местное БТИ (в каждом городе есть недвижимость, которая принадлежит государству, а не находится в частной собственности). Я подавала заявку на определённое помещение, ждала, пока оно пройдёт оценку, выставится на торги, приняла участие в торгах за подвал, который на самом деле никому не нужен, выиграла и стала несчастным арендатором. 

Несчастным — потому что, как оказалось, помещение непригодно абсолютно ни для какого вида деятельности. То, что в нём нет отопления — это полбеды. Однажды я уехала на неделю, а по возвращении обнаружила мокрые стены и отошедшие от потолка до пола обои — такая была сырость и влажность в этом подвале. 

В этот момент мне несказанно повезло: оказалось, что в одном дворе со мной — мастерская Владимира Николаевича. Мы случайно встретились во дворе, и ему захотелось посмотреть на мою мастерскую. 

И вот когда Дмитриев увидел этот ужас моей мастерской, он сказал, что здесь меня не оставит. Так я переехала в свободную мастерскую от союза художников, которую он мне предложил, купила печь и стала работать.

Сегодня мастерская — наш дом. Своим открытием мы считаем первый вечер, который провели здесь с друзьями 11 января 2015 года.

Путь проб и ошибок

Профильного образования у меня, к сожалению, нет. Конечно, я считаю, что образование важно иметь в любой сфере. Как минимум это великолепная база знаний и опыт. Но порой, когда есть неудержимое желание чем-то заниматься, приходится учиться на своих ошибках и получать опыт путём бесконечных проб. 

Когда работаешь с материалом очень часто он сам тебе подсказывает и раскрывает секреты, главное — учиться слушать. Вот на такой долгий и сложный путь нужно встать. 

Не так давно я узнала о chashka-2мастерской в Ростове-на-Дону, там обучают работе с керамикой. Но ездить туда у меня уже совсем нет времени. Теперь я всё чаще узнаю о людях, которые занимаются керамикой в нашей области, раньше мои поиски не приводили к ним. А теперь у меня есть и друзья среди керамистов. В их числе — невероятных знаний человек Дмитрий Бутузов, которого я нашла на одном керамическом форуме, а потом узнала, что он живёт в Ростове и готов делиться всеми своими знаниями! Это очень здорово, когда так долго ищешь и, наконец, находишь человека, которому можно задать вопрос. Чем больше я работаю, тем больше керамистов нахожу, это прекрасно!

Иногда в мастерской я провожу мастер-классы, но не делаю этого часто. Во-первых, обычно слишком много работы, а во-вторых, всё-таки в условиях моей мастерской довольно сложно проводить крупные мастер-классы. Да мне и самой ещё всю жизнь учиться, но я никогда не против поделиться тем, что знаю сама.

Сплав глины и металла

Изначально я очень хотела совмещать глину и металл, но по разным причинам осуществлять свои мечты и совместные проекты мы начали совсем недавно. Но всё впереди! Идей у нас очень много. Мы потихоньку осваиваем соединение глины и металла. 

Когда я стала делать посуду, я сразу поняла: “Ну хорошо, ем из своей тарелки, пью из своей чашки, но столовые приборы-то из магазина!”. Какое-то время я уговаривала Рому сделать их, а он всё противился. Но всё-таки уговорить его мне удалось!

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Первые две ложки мы подарили на пробу нашим друзьям, создателям сообщества Heim и русскоязычного издания Kinfolk Тане и Саше Илларионовым. Помню, как мы с нетерпением везли приборы, чтобы всем вместе их опробовать. И, вуаля, салаты стали накладывать нашими ложками! Я безумно влюблена в каждую из них. Если к керамике своей я отношусь очень критично, то каждый столовый прибор, каждую ложку, вилку, нож я люблю безгранично, и порой это изящество в них доводит меня до слёз.

Мастерская — место для новых знакомств

Поскольку в Таганроге никто посуду из глины не делает, для людей было в новинку видеть керамику ручной работы, но они приняли её с большим интересом! Даже первые мои работы, которые были совсем ещё корявыми, не оформленными, сырыми, вызывали у жителей нашего города какое-то умиление и тепло. Это безумно помогало не останавливаться.

yarmarka

Я участвовала в нескольких городских ярмарках и однажды захотела сама организовать такую. С этим делом в Таганроге у нас не особо хорошо: всё делается только по собственной инициативе людей, которые занимаются ручной работой, а у нас их немало. Никто из муниципалитета не хочет нам помогать, выделить хорошую площадку для продаж, как-то посодействовать. Я очень хотела заполучить хоть маленький кусочек площади нашего главного торгового центра на первом этаже для проведения однодневного новогоднего маркета, но нам отказали. 

Так из расстройств возникла идея домашнего маркета. Почему бы и нет?

Идея заключалась в том, чтобы собрать людей, которые максимально интересуются нашим трудом, и провести с ними предновогодний вечер! И у нас получилось!

masterskaya

Мы прибрали мастерскую, повесили гирлянды, всё украсили. Одни мои друзья подготовили чаепитие, другие напекли всяких вкусностей, мы собрали довольно много людей и отлично повеселились! Пили какао, варили глинтвейн, ели, танцевали! И на этом домашнем маркете нам посчастливилось узнать ещё больше талантливых и интересных людей! И, конечно, можно было поразгдядывать керамику и прикупить подарков!

К сожалению, в этом году по семейным обстоятельствам нам не удалось провести такое мероприятие, но мы будем проводить его снова и снова! Не для продаж, а для того чтобы знакомить людей с нашим делом и узнавать их в ответ!

Комментарии закрыты