Молочная принцесса

Софья Андреева училась в Вологодском государственном техническом университете на архитектора, а несколько лет назад переехала в Санкт-Петербург. Здесь она неохотно искала работу по специальности, мечтала о новом любимом деле, где пригодится её страсть к красивым вещам и интерес к их созданию. И нашла. Мы расспросили Соню о конструировании форм, о ценности ручной лепки, о её бренде Milk Princess и… любви к вологодским молочным продуктам.

— Когда керамика прочно вошла в вашу жизнь и стала основным делом?

Всё как-то произошло само собой. После переезда в Санкт-Петербург я познакомилась с молодыми керамистами, попала к ним в мастерскую, немного поучилась. Потом встретила людей, с которыми удалось оборудовать собственное рабочее пространство, человека, подтолкнувшего меня к созданию бренда, человека, делающего муфельные печи, и так далее, один шаг за другим. Иногда думаю об этом и понимаю, что мне много раз повезло со стечением обстоятельств и что пути назад уже нет.

— Судя по вашим работам, вы любите конструировать. Когда первый раз вам пришла мысль сделать геометрически сложные формы? Расскажите о журавликах и молочных пакетах, ставших практически вашей визитной карточкой. Может быть, есть какая-то история, связанная с ними?

Как я уже говорила, я училась на архитектора, и во время учёбы моим любимым занятием было клеить макеты. Создавать форму, композицию, подгонять по размеру и состыковывать кусочки бумаги, а потом наполнять форму функцией. Или наоборот отталкиваясь от функции, конструировать объём, подходящий для неё. Этим же я занимаюсь и сейчас!

А молочный пакет я слепила, потому что он стоял передо мной на столе. Я большой фанат вологодских молочных продуктов. И, если честно, не ожидала, что позже буду лепить так много этих пакетов. То же самое с журавликом. Его сделал из бумаги мой приятель-художник и оставил на столе, а я ради эксперимента повторила в глине. Кстати, из бумаги я их делать не умею.

— Что вам нравится из архитектурных проектов? Чем вы вдохновляетесь? Следите ли за тенденциями?

Ещё как слежу! Люблю поболтать о судьбе городов, хожу иногда на архитектурные лекции и диспуты, чтобы не забывать и хоть немножко оставаться в теме. Радуюсь успехам тех, с кем я училась. Книжки покупаю, но читать успеваю только в автобусе, пока еду в мастерскую.

Я большой поклонник модернизма, советского конструктивизма и деконструктивизма. Все эти стили про то самое формообразование, про чистоту, простоту и про сложность линий, про баланс формы, цвета, фактуры. Даже не буду начинать перечислять конкретные примеры об этом я могу болтать бесконечно. Я благодарна годам учёбы за полученные знания, они отпечатались в голове и теперь сами собой вылезают наружу. Никогда не страдаю от мысли “что бы слепить”, наоборот катастрофически не успеваю реализовывать все идеи. Впереди очень много работы, я в самом начале.

— Многие работы вы лепите вручную. Никогда не хотелось автоматизировать как-то этот процесс? Что для вас значит ручная лепка?

Да, сейчас каждую вещь я леплю руками. Как ни банально прозвучит, делая это, я каждый раз думаю о том, что вот она частичка меня, моё время, следы от моих пальчиков, всё это отправится в чей-то дом. Автоматизировать некоторые процессы давно планирую при помощи литья и гончарки, но пока мне проще повторить вещь в проверенной технике, чем освоить новую и подвести заказчика. Всему своё время.

— Что вам больше нравится создавать — посуду или интерьерную керамику? Приходится ли вам подстраивать свои идеи под желания потенциальных покупателей?

В самом начале я вообще не думала об интерьерных вещах. Мне нравились кривоватые лепные чашечки, и я хотела делать их сама. Теперь такие заказы беру неохотно, потому что меня очень увлёк процесс формообразования, а чашка, я считаю, должна оставаться чашкой, тарелка тарелкой, кувшин кувшином и так далее.

Есть керамисты, делающие простые удобные красивые утилитарные вещи лучше меня, я сама их регулярно покупаю. Но это не значит, что я не буду работать с посудой. Стараюсь развиваться в обоих направлениях, хотя прямо сейчас мне интереснее интерьерная керамика, а посуду я делаю из-за большего спроса и актуальности. В общем, приходится балансировать.

— Расскажите про самый необычный или самый сложный заказ, который вы делали? Может быть, был заказ с какой-то интересной историей?

Самый сложный заказ три большущих пирамиды-кашпо для интерьера салона красоты  “id/39” в Новой Голландии. Задача была слепить их точно под металлический каркас, а я по неопытности согласилась попробовать. Сначала выбрала неподходящую для такой крупной вещи глину. Затем кашпо не влезали в мою печь, приходилось обжигать их боком. Из-за усадки состыковать с каркасом не получалось, все три кашпо пришлось неоднократно переделывать. Но заказчики оказались очень понимающими ребятами, ждали, приезжали и забирали их по одному, в итоге подогнали металлические детали, и всё закончилось хорошо. Теперь в пирамидках растут цветы, а интерьер, где они висят, вошёл в десятку лучших интерьеров салонов красоты. Приятно быть немножечко причастной!

— Есть ли у вас в планах освоение каких-либо новых техник?

О да! Планов очень много! Просто необходимо освоить литьё и гончарку, новые материалы: мечтаю о фарфоре и фаянсе, мечтаю об огромных монументальных работах из шамота. Хочу больше экспериментов с восстановительным и дровяным обжигом, даже изучаю вопрос создания газовой печи самостоятельно.

Из любопытства хочу попробовать абсолютно всё, чтобы потом честно и справедливо говорить, что выбрала самое интересное для себя. В том числе техники, поклонником которых я сама не являюсь. Например, обвар и молочение. Чтобы точно знать, что это не моё. Недавно появилась идея: все возможные и доступные техники применить к одной и той же форме любимому молочному пакету, а потом сделать выставку. О поиске и обучении. Хочется довести эту идею до полного абсурда.

— Был ли у вас опыт участия в выставках, маркетах, фестивалях? Как вы считаете, насколько это важно для керамиста — принимать участие в подобных мероприятиях?

У каждого свой путь. Я думаю, кому-то это не нужно, а кому-то нужно только это. Моя аудитория на данный момент посетители маркетов, хотя участвовала я всего несколько раз. На другом уровне будет другая аудитория и другие мероприятия. Недавно мои журавли и пакетики летали на фестиваль Art Stream в городе Осака в Японии. Для меня важно, чтобы мои работы путешествовали, чтобы их видели и замечали. Тогда будет смысл двигаться дальше, развиваться, создавать что-то новое, надеюсь, даже крикливое и непривычное. Мне этого хочется!

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— А как появилось название вашего бренда — Milk Princess?

Просто оно родилось в одну секунду, и я до сих пор считаю его идеальным для себя. Это про Вологду и вологодское молоко, про мультик “Время приключений”, про одного моего приятеля-француза, который в шутку называл меня принцессой. Недавно вспомнила, что, придумывая имя своей будущей керамике, я сначала хотела назваться Принцессой Сгущёнкой. Дословно “принцесса сгущенка” на английский переводится как “condensed milk princess”. Очень длинно. Думаю, что произошло дальше, догадаться несложно:)

 

Вопросы задавала Дарья Боброва.

Комментарии закрыты