“Посуда может жить вечно”

Уже почти два года прошло с тех пор, как Костя Корка взялся за кинцуги — японскую технику восстановления сломанных керамических изделий. Сегодня у него в Сергиевом Посаде своя мастерская, а число отреставрированных изделий приближается к двум сотням.

Началось всё с того, что Костя разбил свой любимый сливник. Хотя вещь это была простенькая и недорогая, ему захотелось вернуть его к жизни. Но в русскоязычной части интернета никаких советов кроме как “выкинь, купи новый” на тему восстановления керамики не нашлось. 

kintsugi-kostya“И тогда у меня в памяти всплыло, что когда-то я слышал: есть такое искусство “кинцуги”. Ну сначала я, конечно, очень долго вспоминал, как оно вообще называется, — смеётся Костя. — Я почитал об этой технике, заказал все материалы, посмотрел кучу видео и несколько месяцев пытался что-то сделать. Когда удалось добиться какого-то стабильного результата, я кинул клич, что мне нужна битая посуда. Поначалу делал вещи бесплатно. Мне очень помогли друзья, у которых есть гончарная мастерская — у них много лома, на их вещах я учился”.

Что такое “кинцуги”?

Это японская техника восстановления сломанного или повреждённого керамического изделия до его первоначального вида с помощью специального лака уруси. “Это вариант для людей, которые любят вещи и хотят, чтобы они жили как можно дольше”, — говорит Костя. 

У кинцуги, как у любого японского искусства, есть своя философия. Повреждения керамики не пытаются скрыть, а, напротив, даже подчёркивают их, помогая вещи продолжить жизнь и сохранить свою историю. После реставрации предмет ценится даже выше, чем раньше. 

Как склеивают расколотые части?

Процесс реставрации занимает очень долгое время. И вот почему.

Сначала вещь моют, кусочки собирают при помощи скотча, изоленты, пластилина и т. п., чтобы понять как она раньше, учесть возможные остаточные деформации. Затем делается «база». Она состоит из муки, воды и лака уруси. Этот состав наносится на склеиваемые поверхности, они совмещаются, фиксируются. Этим же составом заполняются глубокие трещины, недостающие части. Сушка длится до месяца.

Затем лишнюю «базу» нужно удалить, очистить швы, проверить наличие дырок, пропусков. Если такие находятся, то всё начинается с заново — вещь даже можно разобрать и собрать вновь. Если всё в порядке, то швы зачищают наждачной бумагой, а затем обрабатывают тонким слоем лака. Вновь сушка длительностью до недели и обработка наждачкой.

После по швам наносится ещё один слой лака, вновь сушка, ещё слой, сушка… “Слои лака могут накладываться бесконечно, пока меня не удовлетворит результат”, — говорит Костя.

В завершение процесса на швы наносят тонкий слой лака и засыпают сверху металлической пудрой — серебряной или золотой, вновь сушат и отмывают от остатков пудры.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Что представляет собой лак уруси?

Лак уруси — основной компонент, на котором основана техника кинцуги. Делается он из сока дерева Toxicodendron vernicifluum, растения семейства Сумаховые, вид рода Токсикодендрон, произрастающего в Китае, Корее и Японии. Название рода происходит от греческих слов «яд» (греч. τοξικος) и «дерево» (греч. δενδρον). Сок дерева после небольшой обработки и становится лаком.

Уруси может быть бесцветным, прозрачным, иметь чёрный или красный цвет. Кроме того, его смешивают с серебряной или золотой пудрой, после чего он приобретает цвет металла.

В жидком состоянии уруси чрезвычайно токсичен. В нём содержится урусиол. После застывания лак не токсичен, и посуда, отремонтированная при помощи лака, может контактировать с пищей.

Но при работе с уруси нужно быть очень осторожным и соблюдать технику безопасности. Костя говорит, что у него постоянно случаются случаи аллергии на лак, правда, сейчас уже не так остро как раньше.

Где можно приобрести лак уруси, если вы хотите освоить технику кинцуги?

“Поскольку лаковые деревья нигде, кроме Японии, Китая и Кореи не растут, соответственно лак по приемлемой цене нигде, кроме этих стран, не купишь, — говорит Костя. — Самый простой и быстрый способ — это заказать набор лака на EBay, Etsy или Amazon. Цена около 70-100 долларов. У продавцов с наборами обычно есть лак по отдельности. Хороший лак стоит дорого – чистый японский сырой лак KIJOMI-URUSHI стоит около 4500 руб. за 40 грамм. Если вам предлагают лак и он стоит дёшево – это повод задуматься”. 

Как натуральный продукт уруси имеет срок годности. По опыту Кости, он хранится примерно год, после чего перестаёт застывать и теряет свои чудесные свойства.

Любой ли предмет можно отреставрировать?

“Починить можно всё, — говорит Костя. — Это лишь вопрос мастерства. Когда-то в ступор меня вводили трещины, сейчас я их чиню, ещё бессилие вызывали такие повреждения, к которым не подлезть, например, скол носика у самого основания тела чайника — сейчас я и с ними пытаюсь справиться, пока не знаю, успешен ли метод, который я использую для них. Навыки оттачиваются, какие-то этапы начинаешь проходить быстрее”. 

Например, один из предметов, которые ремонтировал Костя, состоял из 15 кусков. А недавно он провёл сложную реставрацию большого блюда. Оно было расколото на шесть кусков. На то, чтобы восстановить целостность предмета, ушло почти полгода.

kintsugi-blyudo

“Взялся я за него и пока работал, понял, что маловато у меня опыта, — говорит Костя. — Такой большой объём швов подтолкнул меня к поискам новых методов чистки, способов нанесения лака, склейки... Море опыта! Я столкнулся с ещё одной проблемой: пока я наносил лак по линиям, он успевал подсохнуть с противоположной стороны, особенно ярко это было заметно при переходе с лицевой части на заднюю. Образовывались наплывы и валики. Засыпать я его одно время не мог — не хватало скорости. Очень интересное для меня блюдо, показатель того, насколько я продвинулся по ремонту при помощи кинцуги”.

kintsugi-pialaНа реставрацию в мастерскую Косте часто приносят редкие, удивительной красоты вещи.

Не так давно он завершил ремонт японской пиалы эпохи Мейдзи (1880—1900 гг.).

Дорого ли стоит ремонт в технике кинцуги?

Стоимость ремонта начинается от 1000 рублей и “до бесконечности”. “Ремонт зависит от количества частей, от материала, наличия трещин, сколов, чистоты разлома, доступности повреждений, объёма утерянных кусочков, — объясняет Костя. — Множество факторов. Ремонт серебром при больших объёмах дешевле, чем золотом”. 

Проводятся ли мастер-классы по кинцуги?

Не так давно Костя начал проводить мастер-классы в Москве и Санкт-Петербурге. 

“Вести их мне нравится, но организовывать мастер-классы сложно. Людям дорого слушать лекции и смотреть на процессы, ничего не делая. А полноценное обучение основам возможно только в масштабах двухмесячного курса, цена которого раз в 20 больше, чем у обычного мастер-класса”, — объясняет Костя. 

Несколько человек после занятий Кости начали заниматься кинцуги самостоятельно.

kintsugi-mk-6

“Я стараюсь популяризировать японскую традицию, это порождает у людей интерес взяться за лак самостоятельно. Иногда, правда, это приводит к тому, что люди к уруси больше не прикасаются — из-за аллергии, нехватки терпения или из-за трудностей и недооценки своих сил. С лаком надо заниматься постоянно, потому что он портится и не хранится долго, стоит достаточно дорого, работать с ним трудно и опасно. Сама-то технология внешне простая, но когда садишься работать, понимаешь, что в ней очень много нюансов”.

Текст подготовила Ольга Богданова

Фото — “Мастерская кинцуги”  

Комментарии закрыты