“Традиции подарили мне вкус к настощяему”

Наталья Пронина окончила Гжельский художественно-промышленный колледж, и уже более 20 лет её жизнь неразрывно связана с керамикой. Мы расспросили Наталью о её излюбленных материалах и техниках, а также о её пути от росписи гжельского фарфора в частной мастерской до создания собственного бренда керамики.

— С чего началось ваше керамическое дело?

Я училась на отделении керамики в Гжельском художественно-промышленном колледже в течение пяти лет и получила профессию художника декоративно-прикладного искусства. На данный момент я занимаюсь керамикой уже более 20 лет. Сначала я работала в частной мастерской художником-живописцем, несколько лет расписывала авторский, гжельский фарфор, где и получила навыки тонкой, сложной в исполнении росписи. Но я всегда мечтала делать что-то своё, и это со временем стало возможно, когда у меня появилась семья, мой муж художник и керамист.

Поначалу я работала с фарфором, а потом перешла на работу с глиной и ангобами. Мне очень нравится эстетика и возможности этих материалов, ведь посуда ручной лепки имеет особую магию. Обожаю её совершенные несовершенства: асимметрию, грубые фактуры, особенно в сочетании с тонкой росписью для меня это высший шик.

— Что для вас значат традиции в росписи?

Традиции подарили мне, прежде всего, вкус к настоящему, понимание материала, формы, цвета, а также мастерство в  росписи, поскольку гжельский фарфор весьма изощрённый в этом смысле. С годами рука натренировалась, и теперь с этими навыками орнаменты любой сложности становятся по плечу.

— Работаете ли вы за кругом или только в технике ручной лепки?

Пока я работаю только в ручной лепке, она пришлась мне по душе, а вот супруг мечтает о гончарном круге. Он работал за ним как во время учёбы, так и на производстве, и, когда эта мечта станет реальностью, думаю, что тоже непременно подключусь.

— В ваших работах читается единый стиль. Как вы пришли к нему? Что вы думаете об уникальности работ керамистов, о том, что порой можно встретить похожие мотивы и стили?

Над стилем особо не задумываюсь, люблю работать спонтанно. Если у художника есть талант, то он безусловно, со временем, станет по-своему уникальным и узнаваемым. К повторам отношусь с пониманием, ведь многие начинающие только ищут себя, и это естественно на начальном этапе вдохновляться у тех, кто уже преуспел в своём деле.

Если человек по-настоящему любит ремесло, то он обязательно почувствует именно своё, а все начинания через повторы, реплики останутся позади, как это происходит у ребёнка, который постепенно вырастает.

— С какими материалами вы чаще работаете? С чем больше нравится работать в плане росписи и почему?

Я люблю работать с глиной и ангобами, меня привлекают возможности цвета, фактуры. Иногда применяю подглазурные краски, ими легче делать тонкую графику, они лучше скользят по поверхности, чем ангобы, но в любой технике главное  привычка.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Какой самый сложный или самый интересный заказ у вас был?

Каждый заказ был для меня по-своему интересен, к любому из них я стараюсь подходить творчески, иначе мне неинтересно работать.

Многие вещи создаются в сотворчестве с нашими заказчиками, я всегда прислушиваюсь к их пожеланиям, веду с ними переписку, и иногда такие заказы даже перерастали в целую серию.

— Какие планы есть у вас в вашем керамическом деле? 

Уверена, что впереди у нас много нового и интересного, я не строю каких-то далеко идущих планов, а наслаждаюсь творчеством здесь и сейчас. Я считаю, что любимое дело будет само вести тебя в нужном направлении, открывая новые возможности для развития творчества и тебя самого, как личности.

Фото: Наталья Пронина
Вопросы задавала Дарья Боброва

 

 

Комментарии закрыты