“Учитесь у случайностей”

Кейт Малоун, известная керамист из Великобритании, одна из судей телешоу The Great Pottery Throw Down по нашей просьбе ответила на пять вопросов о творческой составляющей рабочего процесса современного керамиста.

Kate 1

— С чего начинается идея будущего изделия? Это вдохновение, традиция, опыт других мастеров или что-то ещё?

— Все эти вещи, природа и энергия жизни – вот главные движущие силы. Конечно же – традиция, друзья и путешествия для изучения разных культур.

— Современные технологии позволяют почти каждому получить моментальный доступ к просмотру и изучению огромного количества работ. Что вы думаете об этом и как, по-вашему мнению, это влияет на креативность?

— Хмм… Думается, есть плюсы и минусы. Современные технологии могут расширить образовательные горизонты, они позволяют выстраивать связи между людьми по всему миру, и мне, в частности. Но в тоже время мы не сближаемся на самом деле, и действительный обмен глубоким опытом и ощущениями не происходит. Возможно, это делает связи менее реальными.

Нам стоит напоминать себе о том, что надо контактировать с изделиями физически – держать их, внимательно всматриваться, правильно сосредотачиваться. Опасаюсь, что навык сохранения сосредоточенности и возможность действительного соприкосновения ослабевают.

Kate 3

 

— Как вы думаете, существует ли в рамках рабочего процесса такая составляющая как “творческий метод”? Если да, можете описать свой?

— Да, я считаю, такое явление существует. Возможно, это можно назвать также “творческой привычкой”? Моя – развивать, разворачивать идею шаг за шагом внутри серии, начиная каждый раз с одной и той же точки, но немного изменяя форму – чуть-чуть за раз, так метод становится повторяемой привычкой. Но несмотря на то, что работать так доставляет мне большое удовольствие, я всегда пытаюсь помнить, что есть и другие подходы, принимать вызов, не прячась за известное. 

— Представляется неоспоримым, что иногда творцы сталкиваются с нехваткой вдохновения и, как следствие, появляются периоды стагнации в работе. Случалось ли такое в вашей жизни? Какие пути преодоления этого вы считаете наилучшими?

— Это случилось однажды, когда мне было 21, и ни разу не повторялось с тех пор. Сейчас мне 58. Мне повезло, что в моей голове всегда есть ожидающие идеи. Но когда я не чувствую себя креативной в динамичном ключе, я вспоминаю, что на наше счастье мы занимаемся керамикой, так как в этом деле всегда есть что-то, что необходимо проверить и протестировать, привести в порядок какое-то оборудование, сделать какие-то приспособления, что-то наладить и организовать.

— Можете ли вы составить своего рода список вещей, которые могут помочь керамисту оставаться креативным?

— Список… Мой совет — оставаться деятельным и сильно много не думать об этом, позвольте процессу направлять вас, и не закрывайтесь от нового, которое случается, когда идёт рабочий процесс. Если вы получаете удовольствие от процесса, открытия обычно проявляются. Если вы ожидаете чего-то одного из 20 вещей, которых пытаетесь достичь, то окажетесь в ситуации, когда 19 раз вы сработаете безрезультатно или без открытий для развития. 

Не формируйте завышенных ожиданий. Учитесь у случайностей, держите глаза открытыми, изучайте действительно глубоко. И, если что-нибудь не получается – проявите упорство и развивайтесь в процессе работы. Это не всегда легко, но не падайте духом и относитесь к своим идеям как к друзьям: если вы будете милы с ними, они будут отзывчивы к вам. Обычно, так и бывает!

Интервью подготовил Денис Григораш

Фото: сайт Кейт Малоун и Фейсбук The Great Pottery Throw Down

Комментарии закрыты