“За право называться свободным художником нужно чем-то платить”

В жизнь Юлии Масликовой керамика вошла в тот момент, когда она однажды побывала в гостях у знакомого в керамической мастерской, и в итоге обстоятельства сложились таким образом, что Юлия прошла интересный путь от подмастерья до мастера. Мы расспросили её о любимых процессах в создании керамики, о трудностях самоорганизации в творчестве и о истории рождения фантастических керамических существ.

— Сколько лет вы занимаетесь керамикой? И как произошло ваше первое знакомство с глиной?

— Керамикой занимаюсь относительно недавно. В мае 2013 года я зашла в гости к знакомому на чердак на Верхней Масловке, 18. Так получилось, что у нас завязались длительные отношения, а в этом здании, именуемом в народе “Изба на Масловке” и существующем уже более ста лет, располагаются керамические мастерские, поэтому всё вокруг пропитано любовью к керамике. И в итоге, где поселился там и пригодился.

— Был ли у вас учитель или же вы сами постигали азы?

— Сосед-керамист, Роман Нестеренко, нуждался в помощнике в части росписи, и я, будучи художником по призванию, но не имея художественного образования (курсы в “Строгановке” не в счёт), с радостью взялась за работу. Мало-помалу я стала постигать азы керамического искусства, появились первые изделия. Через некоторое время на мои поделки стали обращать внимание знакомые (у нас на чердаке всегда было много посетителей), потом появились первые заказы. В этом плане, разумеется, отрицать необходимость в помощи со стороны знающих людей было бы лицемерием. В первую очередь сильный вектор задал Роман, человек с большим стажем в керамике, умеющий объяснить, что нужно делать, а что не стоит. Кроме того, изба и её окрестности полны людьми, много знающими о тех или иных аспектах керамики, и многие из этих людей так или иначе помогали. Тем не менее, художник, всегда внимательный к мнению окружающих, в первую очередь должен слушать себя, иначе далеко не уедешь.

— Насколько важным вы считаете наличие профессионального образования у керамиста?

— Я думаю, что если бы у меня было формальное керамическое образование, это помогло бы мне избежать большей части ошибок, которые я делала и продолжаю делать, но если нет желания воплотить собственные замыслы в том или ином материале, то никакое образование не поможет.

— Ваши работы всегда очень сложны в оформлении, на каждое вы затрачиваете колоссальное количество времени. Откуда такая любовь к деталям? Учились ли вы где-то рисовать?

— Рисую я с детства. До того, как я оказалась на Масловке, у меня время от времени бывали подработки, связанные с этим навыком, иногда даже получалось неплохо заработать, но по большому счёту это было несерьёзно. То есть я всегда стараюсь ответственно подходить к поставленной задаче, но в нашем мире зачастую получается так, что такой подход приносит человеку скорее огорчения, чем радость. В своей переписке с братом Ван Гог приводит цитату из Милле: “L'art c'est un combat” (франц. “Искусство это борьба”). Для большинства художников это действительно так. Занятие искусством требует полной самоотдачи и кропотливой работы, грязи, пота и крови, а награды и почести это удел немногих, выживших в этой войне. Не то чтобы я была по жизни воином, но, видимо, это наследственное (моя мама всю жизнь работает модельером и постоянно занята работой). Всегда хочется, чтобы работа была выполнена качественно, а сделать что-то одним росчерком пера, конечно, хотелось бы, но, чтобы достичь таких высот, нужно перелопатить горы руды. Кроме того, мне всегда нравились авторы, работы которых наполнены деталями.

— Расскажите, как появились первые керамические существа (“коровы”) в вашей мастерской? Как зародилась эта идея?

— Когда я была подмастерьем у Романа, мне приходилось расписывать большое количество милых, но несколько однообразных котиков, сов, коней, лягушек и так далее. Мне повезло  как автор он дал мне полную свободу в росписи, доверив свои изделия моему вкусу. Но вскоре я поняла, что чужая форма не очень подходит для того, что я хочу. Эффекты глазури и техники всё время напоминали мне фактуру шкуры или чешуи, которые, конечно, не очень подходили к котикам. И только ради этого я сделала своих первых  коров чтобы увидеть воочию то, что сидело в голове. Это были всего лишь пробники, существа обтекаемой формы, которые легко одевались в разнообразные варианты окраса. 

Самых первых, впрочем, я насильно заставила себя сделать лаконично чёрно-белыми. Они получились настолько инопланетными, что как-то само собой возникло    “марсианские коровы”. Я думаю, название тоже много значит: хорошо, если цепляет.  А то, что это так, я поняла по реакции моей знакомой художницы. Она поддержала тему, развив до целой истории о том, как эти твари пасутся под красными небесами и жуют фиолетовую марсианскую травку. Таким образом, было положено начало новому виду существ, которые и хотели бы прекратить размножаться, да не могут слишком нравятся и мне, и другим. Они стали своего рода моими котиками, но, к счастью, я успеваю ещё делать и другие вещи.

— Что из всех процессов в создании керамики доставляет вам наибольшее удовольствие?

— Самое большое удовольствие приносит выемка готовой продукции из печи, разумеется, если обжиг был удачным. А если серьёзно, каждый этап приносит свою радость, иначе работа чревата провалом. Делать что-то без любви не только аморально, но и рискованно, это практически всегда приводит к плачевным результатам. Но если максимально буквально воспринимать этот вопрос, то, наверное, главное удовольствие в этом многоступенчатом процессе доставляет лепка ведь это непосредственное общение с материалом в живом состоянии, и это составляет всю суть процесса. Без глины и человеческих рук керамики не могло бы быть. 

— Участвуете ли вы в российских или международных выставках или ярмарках? Расскажите поподробнее о своём опыте. Что вам даёт участие в подобных мероприятиях?

— На данный момент я успела поучаствовать в трёх российских ярмарках, самой крупной из которых был ArtFlection весной этого года. Теперь готовлюсь к предстоящему ArtFlection, который пройдёт в конце октября. Участие в международных ярмарках пока только в планах. В выставках пока не участвовала вообще, разве что в выставке фотоклуба Pixid в 2015 году, но тогда я выступала в другом амплуа. Участие в такого рода событиях — вещь сама по себе интересная, но, к сожалению, работа отнимает столько времени и усилий, что на парадную сторону искусства времени не остаётся. А иногда и продукции просто не хватает. Думаю, это скорее на пользу, чем во вред.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Есть ли у вас своя мастерская, где вы работаете?

— Как я уже говорила, мастерская у меня началась с чердака. Большую часть работ, выполненных к настоящему моменту, я создала там. В конце этого лета у меня несколько изменились обстоятельства, и теперь мастерская находится у меня дома. Поскольку изба тоже была моим домом, по большому счёту мало что изменилось, разве что, стало немного комфортнее работать. А так, всё по-прежнему на коленке. Для обустройства главное удобство, поскольку керамика, как занятие, довольно требовательна к пространству. Нужно достаточно много места для хранения материалов и инструментов, и в то же время всё всегда должно быть под рукой. По большей части это вопрос самодисциплины. Ну, а сделать полочки заданного размера или вырезать из палки инструмент у меня есть кому.

— Как сегодня организована ваша керамическая жизнь? Как много вы работаете? Легко ли вам даётся самоорганизация?

— Поскольку у меня нет внешних обязательств и фиксированного графика, работаю я тогда, когда мне удобно, то есть очень по-разному. Зачастую работаю с полуночи до полудня, иногда интервалы и время работы более щадящие. Всё зависит от внутреннего состояния и текущих нужд. Поскольку глина материал органический, она требует органичного подхода. Наверное, можно работать с ней дискретно, по часам, но у меня как-то не получается. Главное, чтобы и процесс, и результаты радовали. Жаль, конечно, что не получается погулять, или сходить на выставку, или просто посмотреть фильм, но всё-таки за право называться свободным художником нужно чем-то платить.

— Есть ли у вас мечты о своём керамическом деле, которые вы планируете осуществить?

— О мечтах пусть говорят мечтатели, меня пока устраивает всё как есть. Хотя есть одно желание своя печка. Но это, я думаю, вопрос времени. А так, планов выше крыши, опять же, было бы время.

 

Вопросы задавала Дарья Боброва.

Комментарии закрыты