“Очень важно общаться с профессионалами своего дела”

Ирина Рудая несколько лет назад окончила Красноярский государственный художественный институт и сегодня по-прежнему живёт и работает в Красноярске. Она много путешествует и часто бывает на симпозиумах художественной керамики. Мы расспросили Ирину о том, чем керамисту полезны такие поездки, зачем вступать в союз художников и стоит ли работать на заказ.

— Почему вы выбрали направление керамики для обучения и работы? Чем для вас было ценно получение высшего образования?

— На отделение керамики я пошла потому что это звучало очень экзотично — “художник-керамист”. Когда я закончила школу, я не знала ни одного керамиста и толком не работала с глиной. На первый курс я поступила в Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию (НГАХА), на кафедру монументально-декоративного искусства с отделением “керамика”.

Архитектурное направление там действительно сильное, и за первый курс у меня вырос уровень рисунка и живописи. Там же я узнала и о Красноярском государственном художественном институте, где есть очень сильное отделение керамики под началом Алеся Яковлевича Мигаса. Недолго думая, я и ещё двое человек перевелись на керамику в Красноярск. Сейчас я ни секунды не жалею, что так случилось, ведь школа керамики в Красноярске действительно очень сильная.

— Вы состоите в Союзе художников России. Для чего, на ваш взгляд, нужен союз, чем он полезен тем, кто является его участником?

— Для меня было важным вступление в союз, ведь я позиционирую себя в первую очередь как художник, а не как педагог. Это мой творческий рост, а являясь членом СХР я показываю себя как серьёзного профессионала. Ну и, конечно же, членский билет союза даёт возможность либо бесплатно, либо со скидкой попадать во все музеи мира. Для художника это немаловажно.

— Как вы выбираете способы продажи своих изделий? У вас, например, есть страница на сайте livemaster.ru. Участвуете ли вы в каких-то ярмарках?

— Так получилось, что я не родилась менеджером, и отдаю предпочтение лепке или рисованию, нежели продвижению себя на сайтах и в соцсетях, поэтому способы продажи своих изделий не я выбираю, а они меня выбирают. Так получилось, что в 2012 году зарегистрировалась на “Ярмарке мастеров” по чьему-то совету, но сильно сайтом не занимаюсь, как и сейчас собственно, но оно само собой потихоньку двигается, так же как и группа ВКонтакте и аккаунт в Instagram. Я просто занимаюсь любимым делом.

В маркетах участвую редко, опять по той же причине — предпочитаю тишину и уют своей мастерской и общение с материалом.

— Что вы думаете о выполнение работы на заказ? Сковывает ли это художника? Работаете ли вы сами на заказ? 

— Работа на заказ бывает разной и, если есть время и желание развиваться и понимать заказчика, то можно взяться за неё, так как, на мой взгляд, заказы, тем более сложные, очень дисциплинируют и повышают уровень мастерства.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Вы каждый год участвуете в симпозиумах художественной керамики в разных городах России и других странах. Чем вам нравятся эти мероприятия?

— Участие в симпозиумах даёт массу хороших знакомств, приятного общения и главное — обширного опыта, ведь присутствуя на симпозиумах, участники обмениваются друг с другом бесценным опытом, отсюда — значительный творческий рост. Очень важно общаться с людьми своего круга, профессионалами и фанатами своего дела, зараженными своей профессией людьми. А участвуя на симпозиумах в разных городах и странах, можно с пользой дела знакомиться ещё и с местными обычаями и достопримечательностями.

Мастерская керамики в Вайдаве

Например, в прошлом году в конце июня — начале июля мне удалось поучаствовать в первом керамическом симпозиуме Сlay meal, который проходил в небольшом населённом пункте Вайдава в Латвии, примерно в двух часах езды от Риги. Местечко очень тихое, уютное, чистое и экологичное.

В симпозиуме принимали участие художники из 13 стран: Израиль, Турция, Латвия, Ирландия, Аргентина, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Иордания, Бельгия, Грузия, Испания. Россию представляла я одна. Основным языком для общения был английский, и это не мешало всем полноценно общаться, шутить, делиться опытом, помогать друг другу.

Работы участников симпозиума Clay meal

Творили мы на небольшом частном заводике из местной красной пластичной глины. В нашем распоряжении были несчетное количество различных гипсовых форм и несколько гончарных кругов. По программе симпозиума все художники должны были изготовить посуду для разных конкретных блюд (разной высоты, длины, диаметра и т.д. ), и по его окончании состоялся большой гала-ужин от шефа Dzintars Kristovskis c участием нашей посуды. Также был составлен каталог посуды с прайсом, и каждый приглашённый на бранч или гала-ужин мог приобрести любое понравившееся изделие. Сочетание высокой кухни и авторской керамики — это пища для тела и души!

— Этим летом тоже поедете куда-то?

— Да, на лето всегда стараюсь планировать какой-нибудь полезный “керамический” выезд. Обычно всё решается ближе к лету.

— Какие симпозиумы вы бы посоветовали начинающим керамистам?

— В России я бы посоветовала симпозиум “Байкал-КераМистика”, который проходит на острове Ольхон. Он подходит для профессионалов и студентов. 

А для начинающих и желающих прикоснуться к сотворению прекрасного из глины там же есть Летняя школа керамики на Байкале.

Вопросы задавала Ольга Богданова

Фото: Ирина Рудая, фестиваль «Территория огня»

Комментарии закрыты