Gaya Ceramic — керамическая сказка в тропическом раю

Представьте себе такую картину: прекрасная погода, светит солнце, сочный тропический лес, песни невиданных птиц. Где-то под тенью деревьев расположилась мастерская керамики, в которой есть абсолютно всё, чтобы сделать счастливым любого гончарный круг, инструменты, электрическая и газовая печки, а также печь для обжига раку, и, конечно, легендарная анагама... И посреди всего этого великолепия вы — творец, вдохновленный окружающим вас тропическим раем. Скоро вы достанете после обжига из печи свой очередной шедевр и повезёте его на выставку, которую устроили лично для вас... Думаете, сказка? Да, наверное, сказка, но эта сказка существует наяву. И находится эта сказочная мастерская керамики на острове Бали, и название ей – Gaya Ceramic and Design.

Зимой 2017 года я искала информацию о керамических симпозиумах, и на одном американском сайте на глаза мне попалась информация о двухнедельном воркшопе в Индонезии с обжигом в анагаме. С этого и началось моё знакомство с мастерской Gaya Ceramic and Design. Через несколько недель мне предстояли творческие каникулы в Таиланде, а оттуда рукой подать до индонезийского острова Бали, где и находится керамическая мастерская Gaya. И вот я уже в городе Убуд (Ubud), иду по тропинке среди рисовых полей, чтобы своими глазами увидеть чудо-печку анагаму...

Я хочу рассказать о керамической мастерской Gaya Ceramic and Design более подробно, потому что формат, в котором они существуют, уникален. Я бы назвала это “Феноменом Gaya” организаторы студии создали экономически успешный проект, при этом творческая составляющая только процветает.

Gaya охватили сразу несколько сфер деятельности гончарные мастер-классы для начинающих, которыми никого уже не удивишь, сложные воркшопы для опытных керамистов, творческую резиденцию для профессионалов, а также создание дизайнерской керамики высочайшего качества. 

Поэтому в Gaya Ceramic стремятся все отели с мировым именем заказывают в Гайе посуду для своих ресторанов; художники приезжают сюда, чтобы творить в гармонии с природой; начинающие керамисты, желающие повысить уровень мастерства, бронируют место на курсах за несколько месяцев, а новички каждый четверг приходят крутить цилиндрики за гончарным кругом.

Теперь обо всём по порядку...

Убуд — мекка художников

Мастерская керамики Gaya находится в Индонезии, на острове Бали, в небольшом городе Убуд. Этот город расположен в юго-западной части острова. От морского побережья Убуд довольно далеко, поэтому сразу немного огорчу: совмещать пляжный отдых и творческий процесс у вас вряд ли получится передвигаться по узким балийским дорогам – дело утомительное, движение на центральных трассах очень оживлённое, пробки рассасываются только к ночи. 

От аэропорта Ngurah Rai, который находится в городе Денпасар (Denpasar), до Убуда около 20 км. Дорога до отеля на такси заняла у меня примерно 1,5 часа. А от Убуда до побережья, например, до города Кута (Kuta), ехать ещё дальше.

Город Убуд совершенно волшебный. Неудивительно, что основатели мастерской выбрали для Гайи именно этот место. Убуд вот уже ни одно десятилетие привлекает на ПМЖ всевозможных художников со всего мира. Многие коренные жители этого славного города занимаются искусством или ремесленничеством – работают по дереву, пишут картины, создают шелковые саронги в технике батик... 

У города создался такой мощный творческий эгрегор, что, наверное, только твердолобый не ощущает в воздухе его присутствие и только ленивый не берёт здесь в руки кисти и краски. Природа этих мест сочная и живописная: гигантские деревья, лианы, много почвопокровных растений, мхов, экзотических цветов. В кронах деревьев обитает разная интересная живность белки, ящерицы, птицы... Также, стоит упомянуть, что этот город просто помешан на здоровом образе жизни тут на каждом шагу веганские и сыроедческие кафе, магазинчики, где делают полезные соки и смузи.

Рисовые поля в Убуде

Убуд делится на несколько районов. В центре, в районе Леса Обезьян, довольно шумно и суетно. А вот район Sayan, где расположилась мастерская Gaya Ceramic, тихий и спокойный. Рядом находятся рисовые поля, среди которых мне очень понравилось гулять вечером на закате.

Моей проводницей по Убуду стала чудесная Наталия Любимова. Вот уже последние два с лишним года они с мужем Александром и дочкой Ярославой живут на Бали и путешествуют по Азии. Любимовы ведут очень интересный и полезный блог, рассказывают о местах, где побывали, дают ценные советы, проводят экскурсии.

Наташа сказала, что в Азии они живут уже семь лет, но, похоже, Убуд покорил их сердца: “Мы полюбили Убуд. Здесь родилась наша дочка. Здесь появились новые друзья. Мы прожили здесь не так уж мало. И теперь в какой-то степени тоже немного “убудчане” или “убудцы”. Если вы захотите узнать больше о Бали или других загадочных местах Азии, заходите на сайте “Жизнь с мечтой”, рекомендую.

Когда я написала Наташе, что лечу на разведку в Гайю, она как раз начала ходить на свои первые гончарные уроки в студию. Поэтому тема керамики для неё оказалась близка. Я немного показала Наташе, как лепить без гончарного круга. Надеюсь скоро увидеть её первые готовые работы!

В мастерской Gaya Ceramics

В мастерской меня встретила очень приятная девушка с улыбкой на пол-лица это директор студии Gaya, Хиллари Кейн (Hillary Kane). Хиллари керамист, приехала на Бали из Австралии. Она не только руководит студией, но и сама ведёт классы для новичков и некоторые семинары для профессионалов. В галерее Gaya я любовалась её работами, Хиллари очень талантливый художник-керамист. Вообще, команда Гайя мультикультурна, здесь работают люди из разных стран и разных религий. Все уживаются очень дружно объединяет идея творчества. Хиллари показала мне мастерскую, рассказала об обучающих программах и резиденциях.

Мастерская довольно большая и делится на общее пространство и приватные студии. В общей зоне есть около 15 гончарных кругов, большие столы для ручной лепки, стол для раскатки глиняных пластов, и всё, что нужно керамисту для счастья инструменты, глазури, керамические массы для разных видов работ.

Печей я насчитала пять штук: две электрические, одна газовая и две дровяные печи анагамы. Есть ещё и небольшая печь для раку-обжигов.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В отдельной части мастерской, закрытой от посторонних глаз, расположены приватные студии для художников-профессионалов. Это небольшие пространства со всем необходимым оборудованием и мебелью.

С чего всё начиналось и что всё это значит

Мне было интересно узнать историю открытия студии Gaya, об этом я спросила Хиллари.

“Gaya в 2002 году открыли два талантливых керамиста из Италии Микела Фоппиани (Michella Foppiani) и Марселло Массони (Marcello Massoni). Они начали создавать уникальную посуду высокого качества, разработали свой стиль. В самом начале в мастерской работало несколько человек, а сегодня количество сотрудников выросло до 80 человек. Большинство наших мастеров коренные жители Бали, выходцы из ближайших деревень. В 2010 году помимо производственной мастерской в Gaya открылся ещё и образовательный центр, соучредителем и директором которого я стала, рассказывает Хилари. Теперь эти два пространства отлично дополняют друг друга. А название нашей студии “Gaya”, в переводе с индонезийского языка, означает “стиль”.

Хиллари Кейн показалась мне очень интересным человеком, она много путешествует, училась в США и во Франции. О творчестве Хиллари можете узнать на её сайте

Образовательные программы Gaya

  • Мастер-классы для начинающих

Для новичков Gaya предлагает лишь мастер-класс за гончарным кругом. С 9:00 до 12:00 мастер покажет вам, как работают за кругом, расскажет теорию, с 12:00 до 17:00 – время для практики. Такие занятия Хиллари Кейн ведёт по четвергам.

На этих уроках вас научат крутить цилиндрики, покажут основные принципы работы за гончарным кругом. А дальше сами — можете купить абонемент в общую студию и по будням приходить с 9:00 до 17:00, чтобы развиваться самостоятельно, отрабатывать навыки. Глину для творчества вы можете брать в любом количестве, а вот за утильный и глазурный обжиг придётся доплатить, в зависимости от веса ваших работ.

Моя балийская приятельница, Наталья Любимова, о которой я уже писала выше, ходила на такой гончарный урок и осталась довольна, теперь отрабатывает полученные навыки. Естественно, за одни мастер-класс вам не расскажут все секреты мастерства, а лишь только приоткроют дверь в большой мир керамики. Поэтому не стоит рассчитывать за несколько часов освоить гончарный круг, это ещё никому не удавалось.

  • Воркшопы для начинающих и опытных керамистов 

Огромный плюс в Gaya это наличие разных печей для обжига. Поэтому мастерская в течение всего года проводит различные воркшопы продолжительностью в две недели. В качестве учителей Gaya приглашает известных керамистов со всего мира.

Программы воркшопов очень интересные, одна из самых востребованных обжиг в печи анагама. Стоимость такого двухнедельного курса $2100. Несмотря на высокую цену, запись почти на все программы за несколько месяцев перед началом. Например, на воркшоп по анагаме, который назначен на август 2017 года, в феврале этого же года уже осталось только два свободных места.

Вот интересные события на 2017 год:

9-22 апреля. Тема курса — “Находить красоту в несовершенстве”. Приглашённый мастер мирового уровня из Японии – Акира Сатаке (Akira Satake). Он научит создавать посуду для чайных церемоний, вазы и скульптуры в японских традициях. Акира также поделится своим глубоким опытом и знаниями о японской эстетике. Участники узнают смысл понятия “ваби-саби”.

13-27 августа. Тема — “Открытие огня. Открывая анагаму заново”. Известный художник-керамист Джеф Шапиро познакомит участников с тонкостями обжига в печи анагама. Вместе с Джефом вы сможете в течение двух недель пройти весь процесс мастер расскажет вам об особенностях глины, которую используют в этом виде обжига, объяснит, как правильно загружать керамику в печь, покажет, как топят анагаму.

Всю программу воркшопов на 2017 год вы сможете найти на сайте мастерской.

Стоит упомянуть, что несмотря на сложность этих двухнедельных курсов, на них приглашают всех желающих, с разным уровнем знаний. Наталья Любимова познакомила меня с Алёной Редькиной, замечательной творческой девушкой, живущей в Убуде.

Алёна прошла обучение обжигу в анагаме и охотно поделилась своими впечатлениями: 

“С глиной я знакома с детства, за что благодарна своей первой учительнице! 10 лет в школе я ходила на кружок декоративно-прикладного искусства. Так получилось, что сейчас мы живём всей семьей на Бали, и, видимо, неслучайно у нас возле дома, в шаговой доступности находится студия Gaya. Вы знаете, в этой студии создаются шедевры. В этом году мне посчастливилось попасть на воркшоп, который назывался “Дух огня Анагама”. Курс длился 14 дней. Эти две недели я чувствовала себя маленьким ребёнком. Мои скулы просто болели от того, что я всё время улыбалась. Пять дней мы лепили, кто во что горазд. Я впервые лепили чайник, кружки, тарелки, шкатулки, вазу... Потом несколько дней ушло на сушку и обработку изделий. Перед обжигом у нас прошла церемония очищения, которую проводил местный балийский священник. Потом началось самое интересное – обжиг наших работ в печи анагама. Одному человеку такой обжиг провести не под силу, это очень сложный процесс. Сначала два дня мы печь загружали по определённой технологии, потом два дня непрерывно топили, постепенно поднимая температуру до 1400 градусов. У нас даже был график дежурства у печи. Потом два дня печь остывала и ещё два дня мы её разбирали. Я помню своё состояние счастья, когда я увидила свои работы после обжига и мне сказали “Алёна, встречай, твоя тарелочка”.

Аренда студии для личного творчества

Если вы опытный керамист и планируете творческий отпуск, то аренда студии в Гайе отличный вариант. Персональная студия это небольшое пространство, с гончарным кругом и всем, что необходимо для работы. Таких студий в Гайе четыре, они находятся отдельно от общего зала, поэтому любопытные носы вам особо не помешают творить.

На момент моего приезда в Гайю все четыре студии были арендованы. Так что совет бронируйте себе место под пальмой заранее. Студии находятся на открытом воздухе, под навесом, так что будете общаться с природой вдоволь, а под дождик не попадёте. Стоимость аренды такой студии составляет $250 долларов за две недели и $400 за месяц. Глина и обжиги в стоимость аренды не входят и оплачиваются отдельно.

Резиденция для художников

Резиденция это два месяца творчества в личном пространстве, всяческое содействие со стороны мастерской, обжиги в чудо-печках и ваша персональная выставка! Чтобы вас взяли в проект резиденции, вам всего лишь нужно быть талантливым художником-керамистом, иметь свой творческий проект и богатое резюме. Раз в год жюри Gaya выбирает несколько самых интересных художников и приглашает их на чудесный остров Бали под своё крыло.

Когда я приехала в гости в Гайю, мне посчастливилось познакомиться с одним из резидентов — яркой и талантливой художницей из Австралии Джуз Китсон (Juz Kitson). Джуз как раз завершила свой творческий проект и готовила керамику для транспортировки на выставку. Я застала ответственный момент упаковывания работ в 100 слоёв пупырки, поэтому, к сожалению, готовые работы Джуз я не увидила. Но вы можете их с легкостью найти в Фейсбуке в её профиле.

Шоу-рум Gaya Ceramic and Design

Как я уже писала в начале, студия Gaya это не только обучающий центр, но ещё и фабрика по производству модной посуды высочайшего качества. И магазин их посещать столь же интересно, как и мастерскую. Шоу-рум находится в шаговой доступности от мастерской, это отдельное здание с большой выставочной комнатой. Как оказалось, производственный цех находится тут же, можно сказать, за стенкой.

Меня встретила очень милая балийская девушка, продавец и администратор магазина. Она хорошо говорит по-английски и может рассказать абсолютно всё о производстве посуды под маркой Gaya. Как выяснилось, сама она не лепит, но зато каждый день наблюдает всю технологию изготовления керамики, поэтому и знает так много.

Магазин это, конечно, настоящий сундук с чудесами, хотя там представлено далеко не всё, что делают в Gaya, каталог образцов составляет 10 тысяч моделей! Цены на коллекции Gaya немаленькие, прайс начинается от 160 тыс. рупий, по действующему на момент моего приезда курсу это составляло около 800 рублей. Столько стоила малюсенькая пиала для сакэ из самой простой коллекции. А цену некоторых шикарных ваз, сплошь облитых золотом, я даже побоялась спросить.

Около 90% своей продукции мастерская Gaya отправляет в другие страны. Каждый год они производят 50 тыс. единиц керамики и создают более 50 новых коллекций! Когда я узнала, какие у Gaya постоянные клиенты, у меня закружилась голова: Armani Casa, Bulgari Hotels and Resorts, Ritz Carlton, Aman Resorts, Four Seasons, Cheval Blanc, Hyatt, Urban Zen, Anthropologie... Пришлось, знаете ли, просить воды и держаться руками за стену...

После осмотра каждой потрясающей вазочки в шоу-руме меня пригласили, в порядке исключения, так сказать, в святая святых – производственный цех, где и происходят все чудеса. Оказалось, что это настоящая фабрика, состоящая из нескольких огромных помещений. Обязанности каждого работника чётко регламентированы тут гончарят одну форму, там другую, в соседней комнате глазуруют и так далее... В общем никакой романтики))).

Это слайд-шоу требует JavaScript.

На производстве заняты только мужчины, работа тяжёлая, шутка ли делать оборот более 4,5 тыс. единиц каждый месяц! И при этом каждая вещь как произведение искусства!

Из магазина я вышла просто поражённая в самое сердце красотой керамики Gaya, естественно, не с пустыми руками, зато с заметно похудевшим кошельком. У меня еле хватило сил добрести до ближайшей кафешки, чтобы за стаканчиком фрэша попытаться как-то усвоить всё услышанное и увиденное.

Послевкусие

Прошло некоторое время с тех пор, как я вернулась домой с острова Бали. Эмоции после посещения этого волшебного места поостыли и теперь можно трезво оценивать все “за” и “против”.

Если честно, минусов у поездки в студию Gaya я нашла только два это “кусачие” цены на все мастер-классы, воркшопы и обжиги, а также длительный, утомительный перелёт Пермь-Москва-Бангкок-Бали.

Gaya это действительно феномен в мире керамики. Вы только представьте, как мечта двух итальянских керамистов-энтузиастов о своей мастерской на острове Бали выросла в огромный проект, который объединил большое количество талантливых людей с разных концов света. Меня потрясает, как грамотно им удалось сочетать искусство и коммерцию. Я не знаю, есть ли в мире ещё похожие примеры, я пока не встречала. Как правило, у нас считают, что художник должен быть голодным, а настоящее искусство не продаётся.

Греет душу то, что на воркшопах в Гайе рады всем, пусть даже и стоит это дорого. Зато все на равных и профессионалы, и любители. Каждый может приехать на двухнедельный курс и поучиться у керамиста с мировым именем. Как правило, такие виды работ как обжиг в анагаме, проводят на симпозиумах для профессиональных художников, и попасть на них новичкам почти нереально.

В мастерской Gaya. Интерн Лорен Хотсон из Австралии, помогает вести занятия и руководить студией

Как и в других моих путешествиях, я искала мастерскую керамики, а нашла, в первую очередь, потрясающих людей. Это очень здорово возвращаться домой наполненной тёплыми чувствами и знать, что тебе будут очень рады, если ты приедешь снова. Естественно, есть огромное желание вернуться на Бали, изучить это волшебное место более подробно, поработать в Gaya над своим проектом, а, может быть, приехать на воркшоп. Как обычно, я не загадываю далеко в будущее. Поживём увидим, куда я отправлюсь в поисках керамического чуда в следующий раз...

Текст и фото:

Анастасия Стефа, 

мастерская керамики “Леонардо”

 

Комментарии закрыты