“Предметы быта несут на себе отпечаток эпохи”

Екатерина Тюмина — керамист из Санкт-Петербурга. В 2012 году она окончила “Муху” — Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица и сейчас продолжает создавать керамику, большая часть которой — посуда. 

— У вас есть  профессиональное высшее образование. Как вы считаете, насколько оно необходимо керамисту? Можно ли освоить тот пласт знаний, навыков, которые вы получили в академии, самостоятельно?

katya— Думаю, если хочется, чтобы изготовление керамики было профессией, необходимо получить профильное образование. Но если есть необходимость в занятиях как хобби, в качестве отдыха от какой-либо другой деятельности — можно научиться самостоятельно.

Освоить тот пласт знаний, который студенты получают в “Мухинском училище”, самостоятельно невозможно. Высшее образование такого уровня определяет для художника высокую творческую планку. Для меня это в первую очередь воспитание эстетического восприятия окружающего мира. 

— Как складывается ваш профессиональный путь после окончания академии? Что сегодня составляет вашу работу?

— В данный момент мы с ещё несколькими керамистами арендуем помещение на территории одного из Петербургских заводов. Студия называется “Лофт-керамика”. От деятельности преподавателя я постепенно отказываюсь, так как это стало отнимать много времени и эмоциональных ресурсов. Меня не привлекает современный арт и выставочная деятельность, поэтому я выбрала сферу более понятную для обывателей — изготовление посуды.

Мне кажется, окружающие нас предметы должны нести какую-то информацию о том, где и как они сделаны. Ориентиром вполне может быть, например, антиквариат: предметы быта несут на себе отпечаток той эпохи, в которую они сделаны, почерк дизайнера, разработавшего декор, или даже культурные традиции определённого государства.

В выставках в Петербурге я не участвую, но у меня есть возможность оформлять на свой вкус шоу-рум в туристической деревне “Верхние Мандроги”. 

— Как вы определяете стоимость своих изделий, на что ориентируетесь?

— У меня есть небольшой опыт продажи керамики в туристическом центре. При определении цены я ориентируясь на стоимость материалов, затраченное на каждое изделие количество времени, стоимость схожих изделий в магазинах. 

— Насколько, по вашим оценкам, сегодня велик спрос на керамику ручной работы в России? Изменился ли он как-то за последние годы? 

— Спрос на керамику в данный момент есть, но существуют определённые проблемы, обусловленные спецификой производства. Например при изготовлении посуды для ресторанов: для заказчика это расходный материал, который не должен стоить дорого. Изделие должно быть сделано быстро и дёшево, а при учёте соблюдения технологии производства и стоимости материалов (глазурей) это невозможно.

Думаю, что спрос на керамику ручной работы вырос. Появился доступ к зарубежным интернет-ресурсам. Культура керамики очень развита в Европе и Америке. За последние несколько лет мы познакомились с множеством художников, работающих в различных сложных техниках. Для меня это стимул к развитию.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Как вы считаете, есть ли в России сформированное сообщество керамистов? Необходимо ли вообще, на ваш взгляд, взаимодействие керамистов?

— Существуют небольшие общества художников-керамистов, но связь между ними скорее дружеская, обусловленная, например, работой в одном вузе или членством в Союзе художников. 

Для меня основной период взаимодействия — это обучение, когда ты получаешь базовый набор знаний. Далее каждый выбирает своё направление деятельности и развивается самостоятельно в своей сфере. 

Мне кажется, что достичь высокого уровня мастерства можно тогда, когда ты полностью сконцентрирован на работе в своей мастерской, возможно даже в полном одиночестве. Если человеку это доставляет удовольствие, то так ли важно, состоит он в каком-либо художественном сообществе или нет?

Комментарии закрыты