Путешествие в “Фарфоровую cказку Алтая”. Дневник керамиста

Лето в этом году выдалось очень плодовитое на разные керамические фестивали, симпозиумы и гончарные конкурсы. Это очень здорово, что художники-керамисты могут собираться вместе, творить красоту, обмениваться опытом! Потому что никто не поймёт керамиста лучше, чем другой керамист. 

В общем, ура! Моя мечта сбылась, и я еду на Алтай, где с 17 по 28 июля в посёлке Усть-Уба в усадьбе “Сокол” состоится третий международный художественный пленэр по фарфору и керамики “Фарфоровая сказка Алтая” в рамках авторского проекта Зинаиды и Анатолия Корчагиных “Царские забавы”!

19 июля. Знакомство

Сегодня третий день пленэра, и мы лепим с утра до вечера, только изредка осознавая, что мы вообще-то на Алтае. Я собиралась вести записи каждый день, но программа такая насыщенная, и время летит очень незаметно. Просыпаюсь я в восемь утра, а спать ложусь около часа ночи. Без сил, но очень счастливая, доползаю до кровати.

Пленэр начался 17 июля. Все мастера приехали в усадьбу примерно к обеду. Вечером состоялось официальное открытие, все участники кратко рассказали о себе и каждому Зинаида Корчагина, организатор и по совместительству душа этого проекта, вручала именные фартуки. 

Перезнакомились довольно быстро, несмотря на то, что нас 37 человек! Керамисты собрались из множества городов: Красноярск, Новосибирск, Барнаул, Тюмень, Иркутск, Екатеринбург, Омск, Кострома, Санкт-Петербург, Пермь, есть художники из Подмосковья и Крыма… Также к нам приехали мастера из Узбекистана Алишер Назиров с учеником.

Распорядок нашего рабочего дня примерно такой: утром, после завтрака, кто-нибудь из мастеров ведёт мастер-класс. Например, вчера Зинаида Корчагина показывала нам, как создавать узоры в агатовой технике при помощи экструдера. После мастер-класса все расходятся по своим рабочим местам и лепят-лепят-лепят… А вечером, когда стемнеет, проходит час презентаций мастера рассказывают о себе, показывают фото своих работ.

Уже провели два обжига раку, и мы любуемся результатами. Всего на пленэре пять печей: три электрические, одну из которых предоставили “Агни”, в них проводят утильный и политой обжиг, газовая печь для раку и, мечта любого художника-керамиста дровяная печь! В последней в течение пленэра будут проходить обжиги на 1100 градусов с осаждением сернокислых паров и на 1250 с зольными глазурями.

Вчера у меня весь день ушёл на то, чтобы заставить себя нестандартно мыслить. В работу нам дали две массы (красную и белую) для агатовой техники. У меня эта техника всегда ассоциировалась с японской посудой. Посуду и вазы делать мне совсем не хотелось. В итоге, “вымучив” набор тарелок для суши, я ушла бродить по каменным лабиринтам в поисках вдохновения. Каменные лабиринты это небольшой парк из камней, который находится недалеко от нашей усадьба. Потрясающее место для медитации: пока ты движешься внутри лабиринта, из головы улетает ненужный мусор. Когда голова светлая, начинают сами собой приходить ответы на те вопросы, с которыми ты зашёл в лабиринт.

Не знаю уж, как это случилось лабиринты так на меня повлияли или нечто другое, но я начала видеть узоры агатовой технике в окружающем меня мире в пятнистых шкурах гуляющих рядом с усадьбой коров, на спилах брёвен, в камнях на берегу реки Катуни. Именно так и появился на свет мой Жук. И это как раз то состояние, когда ты не выдумываешь что-либо из головы, а творишь в гармонии с самим собой и природой.

Да и, конечно, хочется написать пару слов о том месте, где мы сейчас живём. Пленэр проходит в усадьбе “Сокол”, в посёлка Усть-Уба. Живём мы в уютных домиках, с туалетом и душем. На базе есть пасека и поэтому в столовой на столе всегда стоит свежайший мёд! Такого вкусного мёда я не ела никогда. На воротах висит объявление “Мест нет” это значит, что керамисты в разгар туристического сезона заняли всю базу! Территория “Сокола” украшена керамическими скульптурами, которые создали Зинаида и Анатолий Корчагины.

Тут так красиво, что захватывает дух. Недалеко от базы течёт бирюзовая горная река красавица Катунь. А ещё, как оказалось, на Алтае совсем нет комаров!

Поднимались на вершину невысокой горы, у подножия которой находятся каменные лабиринты. С вершины открываются виды как на картинах Рериха! Погода меняется внезапно, в течение дня мы успеваем поджариться на солнышке, искупаться в проливном дожде, а к вечеру приходится утепляться в курточку. Вместе с погодой меняется и окружающий пейзаж: по утрам вершины гор укутаны туманами, а днём, в ясную погоду открывается бесконечная горная гряда в разных оттенках синего.

22 июля. Профессия “муж керамистки”

Сегодня шестой день пленэра, а кажется, что лепить мы начали только вчера. Закончила двух слонов из шамота и парочку работ из массы МКФ. Сегодня Зина дала в работу фарфор. Никогда дома не работала с фарфором и теперь осваиваю новый для себя материал. Большого разнообразия гипсовых матриц на пленэре нет, но это даже хорошо приходится проявлять фантазию. Вместо формы приспособили большие камушки. Надеюсь слепить ещё одного жука и несколько блюд с отпечатками алтайских трав и росписью по сырой эмали. Керамические массы, пигменты и глазури нам предоставил ООО “Акцент-керамика” из Санкт-Петербурга.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Атмосфера среди керамистов чудесная. Несмотря на разницу в возрасте и в опыте все очень сдружились. Все участники такие интересные, что хочется написать о каждом отдельную статью! Я просто влюбилась в организаторов пленэра Зинаиду и Анатолия Корчагиных!

Это потрясающие люди, которые живут керамикой. У Зинаиды настоящий талант организатора: несмотря на то, что нас почти 40 человек, всё проходит без заминок в очень теплой домашней атмосфере! У Анатолия золотые руки, за все эти дни я не видела его отдыхающим. Он всегда где-то что-то делает загружает, топит и разгружает печи, собирает стеллажи для сушки керамики, чинит экструдер… О печах Анатолий знает абсолютно всё!

Вообще, команда мужчин подобралась на славу. Тут даже появилась шутка, про особый вид профессии “муж керамистки”. То есть это такой отважный мужчина, который должен уметь абсолютно всё, спать минимум часов в сутки и при этом всегда быть готовым поехать с женой художницей на керамический симпозиум и помогать ей там во всём, заниматься тяжёлым физическим трудом, пока супруга творит.

Так на пленэре проходили обжиги

23 июля. Мастер-класс Алишера Назирова

На днях к нам приехал известный мастер из Узбекистана Алишер Назиров. Он работает в традициях Узбекистана, за десятки лет практики у него сложился свой собственный стиль, который так и называют стиль Назирова. Алишер рассказывал нам об особенностях гончарного дела в Узбекистане и о символике риштанской росписи.

Учителя и мастера в Узбекистане называют ёмким словом усто (это как гуру в Индии). Так вот Алишер самый настоящий усто! Очень терпеливый и мудрый, он смотрит на нас как на детишек, которые ещё только учатся ходить. Когда Алишер начинает вести класс, в мастерской сразу становится тихо-тихо, все включают диктофоны, достают блокноты, записывают каждое слово мастера, снимают видео.

Алишер берёт в ученики мальчиков с девяти лет, они учатся искусству керамики примерно 15 лет, а потом проходят очень интересный ритуал посвящения в мастера. Женщин в гончары Алишер не берёт, потому что дело это очень тяжелое: ученики сами готовят глину и глазури, труд полностью ручной. Глазурь делают из пепла местного кустарника, это очень сложная технология, требующая большого опыта и физических сил.

Риштанская роспись выполняется в четыре цвета оксидами марганца, меди, железа и кобальта. Узоры очень живописны, каждый штрих не случаен и несёт в себе определённый смысл, поэтому разглядывая блюдо, можно “прочитать” целую историю, написанную в символах. Многие рецепты глазурей, как и в древние времена, нигде не записаны и передаются только устно от мастера к ученику.

С Алишером на Алтай приехал и его ученик Хумаюн Зокиров. Он показывал нам мастер-класс за гончарным кругом (гончарные круги нам предоставила мастерская братьев Кисаровых iMold) и крутил плоское блюдо диаметром в 45 см! Таких учеников я никогда не встречала, разве что в древних притчах чуткий и скромный, он смотрел на своего мастера с горящими глазами. Было видно, что Хумаюн безгранично благодарен своему учителю.

25 июля. Надглазурная роспись с Викторией Гнедыш

Когда я узнала, что на пленэр с мастер-классом по надглазурной росписи приедет Виктория Гнедыш, я подумала, что вот это действительно сказка. Тонкие, ювелирные работы Виктории я видела в Фейсбуке и мечтала поехать учиться в школу, которую она открыла.

Мастер-класс по надглазурной росписи идёт три дня. Конечно, за это время можно только лишь понять, как это интересно и сложно. Надглазурная роспись не терпит какой-либо житейской суеты.

Виктория потрясающе чуткий человек. Кроме того, что она учит меня тайнам росписи по фарфору, я пытаюсь учиться у нее ещё и быть тактичной. Нас 30 человек, жаждущих получить опыт в кратчайшие сроки, а у Вики хватает терпения помогать всем, да ещё искренне хвалить наши работы, даже моего нелепого жука.

Каждая работа по надглазурной росписи должна пройти минимум три обжига, это не учитывая утильный и политой. Неудивительно, что работы художников, работающих в этой технике, ценятся так дорого. На фарфоре ошибки после обжига уже не исправить. Поэтому волей-неволей начинаешь думать и стараться.

27 июля. Последний день “Фарфоровой сказки”

Последние два дня на “Соколе” почти никто не спит. Все торопятся доделать свои работы. Печи не успевают остыть, как их снова грузят и кочегарят.

Сегодня вечером мы устроили выставку на траве. Сейчас организаторы выбирают лучшие работы, которые отправятся в Государственный художественный музей Алтайского края в городе Барнауле на выставку. Параллельно готовим праздничный ужин под чутким руководством Алишера, будет вкуснейший узбекский плов.

Чувствую себя как в пионерском лагере, когда в последний день все грустят, потому что сплотились в дружную компанию и теперь не хочется расставаться. 

Хорошо всё-таки путешествовать и заводить друзей в разных городах. Можно сказать, что Сибирь для меня, наконец, открыта.

Текст и фото: 

Анастасия Стэфа, 

мастерская керамики “Леонардо”

 

Полную версию текста можно найти на сайте мастерской.

Комментарии закрыты