“Понятия не имею, чем занимаюсь, я просто очень увлечена процессом”

Керамика Алёны Мухиной абстракция в цвете и форме. Она смело экспериментирует с фактурами. Алёна рассказала Modernpottery.ru о том, как, получив образование архитектора, она пришла к керамике, почему не любит использовать готовые глазури и какие изделия покупает для своего дома.

— Вы получали высшее образование по архитектуре, а как так получилось, что увлеклись керамикой?

— Да, я получила великолепную базу в Московском архитектурном институте: это и пространственное мышление, и способы выражения своей мысли на бумаге или в материале, и любовь к поиску выходов из сложных ситуаций. Какое-то время я работала в архитектуре и дизайне интерьера, иногда и сейчас участвую в совместных проектах.

Позже заинтересовалась керамикой как одним из хобби, но после того, как поняла, что у меня есть много конкретных базовых вопросов в этом деле, и занятиями “для души” это не обойдётся, я пошла учиться к мастерам, которые дали мне много ответов и которым я очень благодарна. Я коплю новые вопросы и скоро, надеюсь, отправлюсь учиться ещё.

— А как коллеги по сфере архитектуры и близкие отнеслись к новому увлечению?

— Мне повезло. Моё окружение очень поддержало меня. Ребята из “Архполе” (архитектурная производственная мастерская — ред.), узнав, что я занялась керамикой, неожиданно сделали первый заказ. В тот день никто из нас не представлял, что именно нужно, они обозначили два момента: чёрный цвет и матовая поверхность. Дальше мой поиск привёл нас к полноценной, законченной по сути коллекции, к которой не падает интерес и по сегодняшний день. Это был сильный толчок вперёд, в неизвестность за горой вопросов и ответов. Ребята поставили задачу, и мне оказалось невероятно интересно её решать.

Так я быстро перешла в рабочий режим в керамике, это перестало походить на хобби и скоро перестало им быть. И, конечно, мой муж и друзья, которые в первое время давали обратную связь, буквально, рассказывали мне о моих работах, как они их видят, помогали посмотреть на мою же керамику глазами другого человека.

Также мне попадались интересные покупатели моей керамики. Однажды, например, девушка выбирала одну тарелочку из моих в течение 3-4 часов, за это время она мне столько рассказала о своём восприятии моих творений, что, кажется, для меня эта встреча оказалась ценнее, чем для неё.

— Как вы выбирали техники для работы?

— В керамике мне важнее процесс, а не результат. Я леплю потому, что мне очень нравится это делать, и о том, что получается, я в тот момент думаю меньше. Другие помогают мне увидеть результат. А это признание приводит к новым процессам. Я такой любитель в керамике, понятия не имею, чем занимаюсь, я просто очень увлечена процессом.

— А с какими массами и глазурями вы работаете? Делаете ли глазури сами или вам достаточно готовых, чтобы создавать фактуры?

— В данный момент я работаю с разной глиной со всего света. Мне нравится та гамма, которую сама себе собираю: фактуры, цвета, температуры, смешения. Я не использую декоративных, эффектарных глазурей, к этой огромной теме в керамике я ещё даже не приступала, а использовать готовые глазури мне не представляется интересным. Конечно, я использую функциональные прозрачные глазури, хотя и их эффект свожу к минимуму, сохраняя больше матовых поверхностей глины.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Как вы создаёте изделия? Делаете эскизы или выбираете форму и фактуры в процессе? Бывает ли, что меняете идею на ходу?

— Я создаю новые изделия как ответ на свой внутренний вопрос. Как в архитектуре: многое следует из контекста, из задачи (вопроса), которая стоит перед архитектором. Поскольку ситуационного плана в керамике нет, чаще всего это постановка вопросов: “А как я смогу сделать эту форму? Какими приёмами? Как выявить эмоцию в фактуре, грубой или полировано-гладкой”.

Конечно, форму я чаще всего рисую или хотя бы достаточно точно представляю. Хотя рисовать полезнее: во время рисунка возникает множество деталей, даже технических, о которых стоит подумать до того как, приступать к лепке.

Самая высокая моя ваза — полметра высотой и метр в обхвате, она слеплена вручную из одного пласта. 

— Вы любите простоту, сдержанность в интерьере. А как устроен ваш дом? Стоит ли там ваша керамика? 

— Я обожаю качественные работы других керамистов, покупаю чаще функциональные вещи, посуду. Коллекционером меня не назвать: я не ставлю керамику на полку, мне нравится пользоваться качественными красивыми вещами каждый день, кайфовать от их продуманности и таланта автора. Дома использую работы Gaya ceramic, Тани Герман, NOK. К покупкам отношусь избирательно, никогда не покупаю комплекты, у меня вся посуда разная. Интерьер у меня дома минималистичный, поэтому смотрится это прекрасно.

— Что вас заряжает в жизни на созидание? Любите ли вы смотреть работы художников, дизайнеров, керамистов? Любите ли путешествовать?

— Почти все свои работы я ассоциирую с путешествиями. Но я не могу сказать, что меня вдохновляет конкретный листочек или цветочек, или даже место, пейзаж. Эта связь скорее в силах и общем эмоциональном подъёме, когда впечатлений через край, то они легко перетекают в творчество. Тогда не можешь не творить, такой зуд начинается ещё до возвращения домой. 

Путешествия бываю разными, я заметила, что больше всего заряжают выезды с целью не просто посмотреть, а прожить некоторую работу над собой. Сейчас сильно развивается активный отдых и я определённо в этой струе, соглашаюсь на любые новые предложения активных увлечений. Многие мои друзья таких же взглядов, поэтому довольно быстро я “обрастаю” знакомыми скалолазами, яхтсменами, походниками, фрирайдерами, сёрферами.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Бывают у вас вставки? Где можно увидеть ваши изделия вживую?

— Мои работы на данный момент представлены в пространстве L'appartement в Москве на Кузнецком мосту и в онлайн галерее Art brut Интерес к интерьерной керамике сейчас начинают проявлять многие галереи, это очень радует. В феврале 2018 года у меня будет персональная выставка в галерее в Самаре.

Вопросы задавала Ольга Богданова

Комментарии закрыты