Счастье кинестетика

Александра Золотарёва керамикой занялась шесть лет назад. До этого она успела выучиться на геолога по направлению “кристаллография” и поработать в йога-центре. А к занятию керамикой пришла совершенно случайно. Александра работает в основном в технике ручной лепки, создавая посуду с различными фактурами — «счастье кинестетика», так она о ней говорит. Александра рассказала нам свою историю знакомства и работы с глиной.

Случайное путешествие

Я года четыре увлекалась полимерной глиной, а параллельно читала блог керамиста Марино Миронова. У него в журнале была информация о том, что он обучает работе с глиной, и я подумала, что было бы интересно попробовать. 

На тот момент это не было какой-то глобальной мечтой, и уж тем более я не планировала заниматься этим серьёзно. Просто вдруг стало любопытно. А потом обстоятельства сложились так, что мне довелось съездить к Марино на обучение. 

Удивительно: я живу в Петербурге, а Марино — в деревне Волчицкое Псковской области. Но мне даже не пришло в голову, что где-то в нашем городе могут быть студии керамики. И я поехала под Псков. Когда мне уже было пора возвращаться домой, я вдруг поймала новое для меня ощущение, что я хочу и дальше работать с глиной, причём ощущение было настолько сильным, что никаких сомнений не возникало. 

Для меня это было невероятной трансформацией, и керамика пока единственное, что увлекло меня настолько сильно, что я забыла о том, чтобы бояться и сомневаться.

Марино Миронов научил меня делать гипсовые формы для отминки глины (кстати, этими тремя формами я пользуюсь до сих пор, настолько удачными они получились), а ещё показал, как делать молочный обжиг. Но самое главное, что там произошло — я держала глину в руках, смотрела, как её сушить, как замывать и обжигать — это базовые вещи, которые, может быть, и не сильно сложны, но придают тебе уверенности совершенно не знакомой области.

Сам себе учитель

_nmjh2lxcd0Вернувшись домой, я стала делать бусины (именно это изначально интересовало меня больше всего) и совершенно не собиралась делать посуду. Первые миски я сделала из любопытства, в подарок семье, попробовав сделать отминку по готовой посуде так, как это делал Марино. Тогда же впервые я начала резать фактуру, потому что нашла у папы штихели по работе с деревом и решила попробовать их на глине.

По большому счёту дальше я училась сама. Иногда спрашивала совета у Марино, иногда просто смотрела — а что получится, если я сделаю вот так. Что-то полезное можно было найти в сообществе “Живого журнала” ru_ceramics. В то время информации в интернете было очень мало, и керамистов в соцсетях по пальцам можно было пересчитать.

В каком-то смысле это пошло мне на пользу, потому что я уверенно двигалась вперёд сама, и мне не с кем было себя сравнивать. Наверное, если бы я тогда увидела работы опытных классных керамистов, я бы всё бросила.

Когда я только приехала с обучения — загорелась идеей покупки печки. Некоторые знакомые сомневались: не лучше ли поначалу обжигать у кого-то, пока я не буду уверена в том, что мне это надо. Но у меня такой характер — я не люблю ждать. Если мне что-то нужно, то желательно, чтобы это случилось уже “вчера”, какое там ждать. 

Позже я познакомилась с Кариной Гезацян — это было первое моё «керамическое» знакомство в Питере, и некоторый опыт я переняла у неё. А сейчас, конечно, информации в сети гораздо больше: есть видео, тематические группы, появилось огромное количество знакомых керамистов, так что по большей части учусь сама и у них.

Я не очень умею работать с книгами, куплю — и любуюсь ими на полке. Но тем не менее мне очень пригодилась книга Александра Поверина и немножко дельного подсмотрела у Хоакима Чаварры. Видео тоже смотрю мало. Сейчас, правда, всё-таки начала читать, так как учусь гончарить, и, кроме того, мне очень помогают видео. А ещё любопытные моменты встречаются в шоу «Битва керамистов».

4vgwy1_xcay

Первые домашние обжиги

Конечно, у меня не было цели сразу начать что-то продавать, но я выложила работы в свой “ЖЖ”, и сразу нашлись желающие купить бусины, а потом и миски. Так что буквально через несколько месяцев я задумалась — а не заняться ли керамикой вплотную, не отвлекаясь на другую работу? И примерно в этот же момент я задумалась о мастерской, потому что “спать и лепить” в одной комнате не очень удобно. Удачно совпало, что в тот же момент обстановка на работе сильно изменилась, и я решила уволиться. Так что сильных мучений, оставлять ли работу, у меня не было.

Первые обжиги я проводила дома, благо, крохотная девятилитровая печка, потребляющая электричество не больше чайника, очень этому способствовала. Реакция от первых обжигов была, кажется, примерно такой: “Ого, неужели и правда получилось???”

Первая мастерская случилась через полгода после покупки печки. Я написала в своём “ЖЖ”, что подумываю о мастерской, а моя знакомая, мастер лэмпворка Катя Неменчинская, ответила, что как раз ищет себе соседа в мастерскую на заводе “Штурманские приборы”, который находился недалеко от моего дома. Так что я согласилась, почти не раздумывая. Я перевезла туда печку и какие-то очень немногочисленные на тот момент инструменты и формы для отминки. 

За всё время я сменила несколько помещений, и сейчас снимаю мастерскую с любимой коллегой Кариной Гезацян.

n2qiign3ate

О цвете и фактуре

Когда я училась у Марино, мы делали не только молочный обжиг, но и покрывали часть вещей глазурями. Но на тот момент глазури не показались мне чем-то очень эффектным — я не видела их многообразия, а цвет, с которым мы работали, был не очень привлекательным. И потом, глазури — штука не простая, особенно для новичка, а с молоком всё просто, быстро, а главное — мне очень понравился результат. Я большой фанат молочного обжига — мне нравится, что сохраняется абсолютно вся фактура глины, а если вещь слеплена руками, то эта фактура важна не менее, чем форма или рисунок.

Молочный обжиг плох одним — в какой-то момент глаз очень устаёт от отсутствия цвета и требует ярких пятен. Поэтому потихоньку я начала применять и глазури, но до сих пор не могу сказать, что хорошо с ними работаю. Опыта очень мало, а глазури требуют большого количества экспериментов и наблюдательности.

Я обожаю вытачивать ножки и делаю это даже на лепных вещах, если они относительно ровные. Ещё люблю вырезать узоры и фактуру по кожетвёрдой глине. Сначала я довольно долго копировала узоры исключительно из книг с орнаментами древней Америки. Потом мне на глаза попала книжка с чукотскими стилизованными узорами. Я попыталась их повторить и поняла, что один в один их копировать и не очень просто и довольно бессмысленно. Так что я стала делать что-то по их мотивам и ушла в итоге настолько далеко, что теперь мои узоры совершенно ничего общего не имеют с чукотскими орнаментами.  

Сейчас я учусь гончарить, и это главный мой интерес и цель. Хотелось бы попробовать обжиг Раку, а ещё разобраться с фарфором и научиться хорошо работать с глазурями.

Отпуск для керамиста

Я бы сказала, что именно сегодня мой творческий процесс наконец-то организован. Долгое время я работала без нормальных выходных и очень помногу. Только спустя почти шесть лет я, наконец, сообразила, что так дело не пойдёт, и начала организовывать свой рабочий процесс. 

Пока ещё не окончательно я достигла успеха, потому что, например, за прошлый месяц я работала в мастерской по 40 часов в неделю, а в «свободное» время занималась обработкой фото, ведением соцсетей, перепиской, упаковкой и походами на почту и так далее. Хотелось бы, конечно, оставлять какое-то время на прочие увлечения, семью и дом.

Никаких глобальных у меня планов нет, но хочется верить, что в будущем случится более просторная и светлая мастерская, а я научусь хорошо владеть гончарным кругом. Ещё было бы очень интересно поучиться у кого-то, кто на самом деле профессионал по части работы с глазурями. Ну и ещё я мечтаю наладить своё дело так, чтобы я хотя бы раз в год ездила в отпуск.

Комментарии закрыты